Публикации

 

Особый механизм

дата публикации: 11 июня 2016

В Кунгуре краевые власти обсудили образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во вторник, 7 июня, в Кунгуре прошло выездное заседание комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края. В заседании комитета приняли участие исполняющий обязанности министра образования и науки Пермского края Лариса Сидорова, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. Темой заседания стало исполнение закона об образовании в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЗАКОН НА МЕСТНОСТИ

Кунгур неслучайно был выбран площадкой для выездного заседания. По словам председателя комитета по социальной политике Сергея Клепцина, именно в системе образования Кунгура существует определенный механизм, позволяющий ребенку с проблемами здоровья не теряться после детского сада, а последовательно переходить в школу, а затем в учреждение профессионального образования.

- Мало оценивать работу только по бумажным отчетам, нужно смотреть, как закон работает на местности, есть ли проблемы с его реализацией, - отметил Сергей Клепцин.

- Надо понять масштаб этих проблем. Возможно, исходя из сегодняшних реалий, корректировки требует закон. Мы также хотим увидеть, есть ли взаимодействие в муниципалитетах, понимание на уровне краевых властей. Разобраться, где зона ответственности муниципалитета, а где - края. В результате обсуждения мы хотим понять, что можем сделать с уровня законодательной власти.

Перед заседанием законодатели посетили образовательные учреждения, которые работают с особыми детьми в Кунгуре. Это детсад №36, школа №18 и специальная коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

НА ПРАКТИКЕ

В детском саду №36 созданы условия для коррекции нарушений речевого развития. Там работает пять обычных и пять логопедических групп, где собраны пособия, дидактические игры, оборудованы уголки, стимулирующие речевое развитие. Также имеется логопункт для детей с легкими нарушениями в развитии речи, которые посещают обычные группы.

В школе №18 соседствуют обычные классы, отдельные классы коррекции и инклюзивные классы, где обучаются вместе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями. В коррекционной школе обучаются дети с особенностями интеллектуального развития. Во время экскурсии по учреждению делегация Законодательного Собрания побывала в мастерских, где мальчики учатся столярничать, а девочки шить. Обучение азам ремесла - обязательная составляющая программы.

У многих ребят, окончивших коррекционную школу, есть реальная возможность получить профессию, найти свое место в жизни, а ведь в этом и состоит главная задача работы с особыми детьми.

ДЕТЕЙ БОЛЬШЕ

В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Кунгуре добились определенных успехов. Также реализуются различные культурные проекты, которые помогают социализировать ребенка.

Однако статистика неумолимо сообщает о том, что с каждым годом таких ребят становится все больше. В этом году в первый класс в Кунгуре пойдут 68 ребятишек с ОВЗ.

- Отмечен рост численности детей-инвалидов на 11 %, детей с ОВЗ на 41 %, - рассказала на заседании начальник управления образования Кунгура Ольга Кошкина. - Одна из причин - отсутствие системы ранней помощи. Нам нужна такая служба, чтобы вовремя выявлять первые признаки риска, и как можно раньше начинать коррекционную работу. Она более эффективна в раннем возрасте.

В сентябре помимо новых учеников учреждения образования ждут вступления в силу новых санитарных правил и норм, согласно которым увеличивается площадь, необходимая для одного ученика. А это значит, что во многих классах для соблюдения норм необходимо будет искать возможность равномерного распределения нагрузки на детей (как вариант - введение второй смены).

ГДЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Необходимость создания служб ранней помощи подтвердила в своем докладе исполняющая обязанности министра образования и науки Пермского края Лариса Сидорова.

- В последний год это стало очень важным направлением. Службы ранней помощи сейчас создаются при детсадах и школах, это консультационные центры, лекотеки, в Чайковском районе даже появился передвижной консультационный пункт. Там специалисты оказывают педагогическую, психологическую, консультативную, диагностическую и другие виды помощи.

В Кунгуре, чтобы обеспечить работу такого центра, необходимы новые специалисты. И вот с этим может возникнуть серьезная проблема.

Специалисты не приезжают в отдаленные уголки Пермского края, где они действительно необходимы, хотя выпускаются из вузов ежегодно. Вопрос привлечения новых психологов и логопедов на места будет решаться на уровне министерства образования и науки Пермского края.

В ходе выездного заседания члены комитета по социальной политике обсудили ряд вопросов, касающихся материально-технического обеспечения организаций, наличия кадров, взаимодействия муниципалитета и краевой власти. По результатам поездки были подготовлены рекомендации Правительству Пермского края.

Среди них - обеспечить информирование родителей о правах детей с ОВЗ на получение качественного образования с учетом особенностей развития. И мера эта очень своевременная, ведь родителям сложно самостоятельно отследить все изменения и возможности, которыми могут воспользоваться их дети.

Марина Ларина, Искра (г. Кунгур), №63 (15988), 11 июня 2016 г.

Вернуться к списку