Публикации

 

Спортивные примеры и комплексные меры

дата публикации: 9 октября 2012

Знаменитые "Ледовый дворец" и "Манеж" неслучайно были выбраны площадкой для дискуссии. В качестве примера законодатели рассмотрели ход исполнения долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 гг.".

УСПЕХИ И ПРОМАХИ

По информации Павла Ляха, регионального министра физкультуры и спорта, а также краевой Контрольно-счетной палаты (КСП), в реализации спортивной программы есть как достижения, так и неудачи. К плюсам, например, можно отнести перевыполнение плана по количеству созданных спортклубов: вместо 60 открыто 74. Впечатляет количество призовых мест, занятых пермскими спортсменами на российских и международных соревнованиях: при запланированных 400 реально взято 2 230 медалей.

Но в целом, как отметили ревизоры из КСП, "несмотря на существенный рост объема выделенных средств на развитие физической культуры и спорта в Пермском крае на сумму более 2,7 млрд руб. (или 314проц по сравнению с 2008 г.), качественных сдвигов в изменении развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае по итогам 2011 г. не наблюдается"; Более чем на две сотни за четыре года в Прикамье уменьшилось общее количество спортивных сооружений. На территории региона отсутствуют велотреки и велодромы, имеется только один крытый стадион с искусственным льдом, единственный бассейн для прыжков в воду и гребная база. По данным агентств "Р-Спорт" и РИА "Рейтинг", проводивших исследования в 2011 г. по шести показателям, показывающим обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооружениями, Пермский край занимает 59-е место в списке 83 российских регионов. Особенно сложная ситуация сложилась в ряде депрессивных городов и районов Западного Урала. Например, в Кизеловском угольном бассейне (КУБ). Вопрос об этом поднял депутат, представляющий горнозаводские территории в ЗС, Армен Гарслян.

- Я бы хотел обратить внимание на проблему спортивного долгостроя на территории моего избирательного округа, - отметил Армен Гайосович. - Так, в Гремячинске начали строить физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), но заморозили стройку. Нет до сих пор обещанного, ФОКа с бассейном и в Кизеле. Не просто так ведь губернатор Пермского края принял решение о создании министерства по делам КУБа - это был вынужденный шаг. И если дальше мы на уровне региональных министерств не будем ничего делать, придем к еще худшему положению. Придется ставить вопрос о создании федерального министерства по делам Кизелбасса.

Павел Лях заверил Армена Гарсляна, что города и районы Кизеловского угольного бассейна региональным министерством спорта не забыты.

- По поручению губернатора, - сообщил министр, - я объехал все территории КУБа. Подготовлены предложения по внесению поправок в нашу спортивную программу. Сегодня они находятся на рассмотрении у главы региона. Виктор Басаргин дал поручение: в первоочередном порядке обеспечить межшкольными стадионами все территории КУБа.

Кроме того, в ближайшее время планируется положительно решить вопрос о возобновлении строительства ФОКов в Гремячинске и Кизеле.

Депутат Владимир Нелюбин обратил внимание министра физкультуры и спорта на необходимость уделять, в том числе в рамках спортивной программы, еще больше внимания работе с инвалидами, особенно - с детьми.

- Мы видим, - сказал Владимир Александрович, - с какой охотой приводят родители своих детей с ограниченными физическими возможностями на стадионы и спортивные площадки, когда могут. Люди очень признательны за то, что у нас в Пермском крае региональная власть обращает на это внимание. И если мы усилим работу с инвалидами, думаю, показатели, которые заложены в программе, намного улучшатся.

- Действительно, - подтвердил Павел Лях, - с инвалидами мы работаем плотно, но есть и неиспользованные пока резервы. Из того, что делаем - это приобретение спортинвентаря (например, мы смогли обеспечить ансамбль танца "Гротеск", который является постоянным участником различных международных спортивных событий, в том числе открытия Паралимпийских игр). Самым большим прорывом считаю преобразование мероприятия под названием "Приобретение абонемента для инвалидов, желающих заниматься реабилитацией". Мы начинали в прошлом году с цифры финансирования в 100 тыс. руб., в этом вышли на уровень в 500 тыс. руб. И мы выходим с поправками, предлагая увеличить ее почти до 2 млн руб., потому что проект из сугубо реабилитационного превращается в спортивный.

БОЛЬШЕ ПРОГРАММ

Конечно, напрямую углубление в тонкости исполнения программы развития физкультуры и спорта не входило в задачи участников выездного заседания, речь больше шла о конкретных проблемах метода программного финансирования и способах их решения.

- Мы сегодня не рассматривали собственно спортивную программу или ход ее реализации, - подчеркнула Елена Зырянова, председатель комитета ЗС по бюджету, - но вот примером она послужила хорошим, чтобы увидеть все преимущества и недостатки как при исполнении данной ДЦП, так и в целом при использовании метода программного планирования. На сегодня мне бы не хотелось давать какие-то оценки работе краевого министерства спорта или оценивать эффективность реализации программы развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Дело в том, что такие оценки давать затрудняются даже специалисты, профессиональные эксперты. И я тоже как специалист в бюджетном планировании подобную позицию разделяю. Основные недостатки метода программно-целевого планирования заключаются не в том, что порой не достигаются все обозначенные показатели. Самое сложное - "расчленить" цели до уровня отдельных мероприятий. Потому что мы четко знаем, какой цели - желаем достичь. Но не всегда есть предельно ясное понимание, какие мероприятия, в какой последовательности и связи между собой, позволят добиться желаемого результата. Вот это и есть основная сложность, недостаток программно-целевого метода планирования. И на примере программы развития спорта в Прикамье мы наглядно это увидели. Есть четко сформулированная цель, имеется перечень мероприятий. Но иногда прямая связь между концепцией и практикой отсутствует. Мы вроде бы знаем, к чему стремимся, реализуем мероприятия - но цели не достигаем... Программно-целевое планирование - это высокопрофессиональная деятельность, до которой "доросли" не все наши специалисты в региональных министерствах. Может быть, требуется привлечение специальных консалтинговых компаний, которые занимаются именно управлением.

По итогам заседания депутаты рекомендовали правительству края обеспечить соответствие долгосрочных целевых программ их, одобренным законодателями, концепциям, утвердить методику оценки эффективности реализации ДЦП, разработать меры ответственности исполнителей каждой конкретной программы за недостижение поставленных целей, задач и показателей результативности.

КОММЕНТАРИИ

Елена Зырянова, председатель комитета ЗС по бюджету:

- Программный метод бюджетного финансирования весьма перспективен и будет интенсивно развиваться, в том числе у нас в Пермском крае. Использование принципов программно-целевого планирования находит все более широкое применение. В ряде российских регионов, например, в Кировской области, этот метод уже стал основным, преобладающим в бюджете. И он считается передовым, поскольку ориентирован на конкретный результат. Поэтому, несомненно, станет увеличиваться как объем уже действующих в крае долгосрочных целевых программ, так и появятся новые. Сегодня, в рамках одной бюджетной отрасли, например, "физкультура и спорт", у нас сосуществуют различные методы финансирования. И они зачастую очень тяжело стыкуются между собой. Конечно, в идеале, все спортивные расходы можно было бы свести в одну большую стратегическую программу. И в ней уже ранжировать приоритеты, задачи. Это, на мой взгляд, было бы идеальным вариантом.

Анатолий Москвин,
Аргументы и Факты
(Региональное приложение "Прикамье"), №41 (895)

Вернуться к списку