Публикации

 

Сельская школа будущего

дата публикации: 3 октября 2013

Старое, но просторное здание, напоминающее помещичий особняк, сохранившийся со времен до реформы Александра II. Мы идем по уютному, чистому коридору, заглядываем в аккуратно обставленные классные комнаты, здороваемся с сидящими на уроках учащимися младших классов.

Село Тауш Чернушинского района Пермского края, обычная сельская школа. Педагоги и ученики проводят по образовательному учреждению экскурсию для гостей: подробно рассказывают об истории школы, ее выдающихся учителях и выпускниках, дне сегодняшнем... Так 27 сентября начинался визит в Чернушинский район «десанта» краевых парламентариев и представителей регионального министерства образования.

Ступени к качеству

В рамках выездного заседания Консультативного совета ЗС законодатели Прикамья проконтролировали ход исполнения закона «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края». Причем именно в части сельских учебных заведений. Существует расхожее мнение, что деревенская школа по сравнению с городской - это нечто отсталое и забытое как богом, так и бюджетом. А качество образования в сельской местности ни в какое сравнение не может ставиться с тем, что получают дети, живущие в больших городах.

Но знакомство с сельской школой вживую опровергает подобные штампы, в чем и смогли убедиться пермские парламентарии во время своего визита. Разбившись на три группы, депутаты ЗС и краевые чиновники посетили учреждения среднего образования в селах Павловке, Тауш и Деменево. И нигде не увидели - во всяком случае, в крайней форме - тех проблем, которые начинают рисоваться в воображении, как только речь заходит о сельской школе.

...Возвращаемся в «десантную группу», которая совершает экскурсию по таушинской общеобразовательной школе. Депутаты с интересом выясняют, что свободных учительских вакансий здесь давно уже не было, но дело отнюдь не в том, что молодые педагоги не востребованы. Просто пенсионеры предпочитают работать, что называется, «до упора». Средний возраст педагогического коллектива - 44 года. Почему пенсионеры предпочитают, пока есть силы и возможность, трудиться - понятно. Хотя поставленная на российском и региональном уровнях задача довести зарплату учителей до средней по экономике пока остается мечтой, школьный преподаватель в сельской местности уже сегодня человек совсем не бедный. Средняя зарплата учителя в таушинской школе на 1-е полугодие 2012 г. составила 10 769 руб. - столько зарабатывают далеко не в каждом коммерческом сельскохозяйственном или промышленном предприятии на селе.

Однако дальнейшее повышение зарплаты труда педагогов - задача, которая, безусловно, сегодня ставится регионом. С 2010 г. в Прикамье реализуется проект «Стимулирование педагогических работников муниципальных образовательных учреждений по результатам обучения школьников» («Ступени»). Качество обучения оценивается отдельно по каждой ступени, и затем выстраиваются рейтинги с учетом результатов по начальной, основной и старшей школе. Выбывают из рейтинга образовательные учреждения с высоким уровнем детской и подростковой преступности. И так формируется рейтинг из 100 лучших школ, которые получают дополнительные бюджетные средства на поощрение труда лучших учителей. Причем речь идет о прибавках весьма существенных. Достаточно сказать, что только в 2011 г. 3761 школьный педагог в Прикамье получал премию до 180 тыс. руб.

Депутат Александр Драницын поинтересовался в ходе общения, как относятся педагоги к соотношению базовой и стимулирующей частей заработка и нет ли у них претензий к тому, как распределяются премиальные.

- Считаю, что разделение зарплаты на базовую и стимулирующую части - подход в принципе правильный, - говорит Ольга Голдобина, директор школы, - в том плане, что есть учителя, которые искренне, добросовестно, а главное качественно, работают и на детей, и на положительный имидж школы. Их необходимо поощрить материально. При этом стимулирующий фонд оплаты труда не доведен у нас до максимального размера в 30 %, и составляет сейчас примерно 21 %. Минимальная сумма премии, которую может получить педагог, составляет 400 руб., максимальная - 3 930 руб. Конечно, учителя это приветствуют: они ведь видят, кто и как работает, и за что, в каком размере, премию получает. Однако учитель, у которого в классе за партами сидят всего восемь человек, базовую зарплату получает все равно минимальную.

Поэтому одна из рекомендаций краевому правительству, принятых Консультативным советом краевого парламента, звучит так: внести в региональный закон об образовании поправки «в части увеличения размеров надбавок и пособий для работников сельских образовательных учреждений». И утвердить методику финансирования малокомплектных школ, которая бы учитывала затраты, не зависящие от количества учеников в каждом отдельно взятом классе.

План на вторую «пятилетку»

В сельской школе на первое место ставят качество образования: педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, в учебном заведении создается система работы с одаренными детьми. В первом и втором классах дети сейчас обучаются по новым стандартам, второклашки начинают штудировать иностранный язык, работает продленка. С 2006 г. в школе ведется пред-профильная, подготовка - преподается специальный курс, посвященный выбору будущей профессии. Но при этом большинство сельских образовательных учреждений демонстрируют более низкий уровень качества образования по сравнению с городскими школами. Например, в 2012 г. краевой показатель по единому государственному экзамену (ЕГЭ) по всем предметам составил в Прикамье 59,9 балла. Результаты выше среднего уровня по региону показали все города и только одна сельская территория - Бардымский муниципальный район.

- Перевод на новые образовательные стандарты, - отметил, выступая на заседании Консультативного совета, Сергей Клепцин, председатель комитета Законодательного Собрания края по социальной политике, - требует полного переоснащения школ, нового оборудования, учебников и программ. Однако полномасштабное применение новых технологий, особенно в сельской местности, сталкивается с серьезной проблемой -отсутствием возможности подключения к высокоскоростной сети Интернет. Всеми экспертами и педагогическим сообществом региона эта проблема указывается как наиболее острая.

Исходя из этого, члены КС рекомендовали краевому кабинету министров предусмотреть при разработке программы «Развитие образования в Пермском крае на 2013-18 гг.» мероприятия, направленные на поддержку сельских малокомплектных школ в плане дальнейшей компьютеризации.

Комментарий

Игорь Папков, первый заместитель председателя ЗС Пермского края:

- За минувшую «пятилетку» нам удалось решить основную проблему: обеспечить лицензирование школ. Сейчас 1 сентября перестал быть «черным днем» для глав муниципальных образований. Сейчас мы, слава богу, вошли в нормальное русло за счет двух составляющих. Первое - привлечение дополнительных средств более 8 млрд руб. Второе - оптимизация сети школ, которая сейчас уже в основном завершилась. Но при этом вопрос обеспечения качества образования выходит сегодня на первый план. И здесь надо работать по нескольким приоритетным направлениям: повышение квалификации педагогов, привлечение на село молодых учителей, улучшение материально-технического обеспечения сельских школ.

Анатолий Москвин,
Аргументы и Факты (Региональное приложение "Прикамье"), №40 (894)

Вернуться к списку