Публикации

 

Сельское просвещение

дата публикации: 8 октября 2012

27 сентября состоялось выездное заседание Консультативного совета Законодательного Собрания Пермского края, которое было посвящено проблемам сельских образовательных учреждений. Учитывая, что более 60 % школ края относятся к категории сельских, вопросы, связанные с развитием образования на селе, являются крайне актуальными для региона.

Площадкой для обсуждения был выбран Чернушинский район, одно из самых успешных муниципальных образований Пермского края, 86 % экономики муниципалитета представлено нефтедобывающей и обрабатывающей промышленностью. Однако доля сельского населения довольно высока и составляет 44 %. Сегодня на территории района проживают 52-53 тыс. человек. Также район участвует практически во всех региональных и федеральных проектах и программах по развитию образования, например, действует районная целевая программа «Развитие сети образовательных учреждений Чернушинского муниципального района на 2010-2012 гг.»

Кроме краевых парламентариев на территорию выехали министр образования Пермского края Раиса Кассина, председатель КСП Пермского края Юрий Новоселов, а также Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и другие чиновники.

Среди основных направлений развития сети образовательных учреждений в сельской местности можно выделить: реструктуризацию и оптимизацию сети; оснащение сельских образовательных учреждений оборудованием, учебно-методической литературой и обеспечение доступа к высокоскоростному Интернету, а также поддержку малокомплектных школ. Довольно острым остается вопрос кадрового обеспечения сферы образования.

Экскурсия

Сначала краевые парламентарии посетили несколько школ Чернушинского района. Например, в селе Павловка, где находится «Базовая Павловская средняя общеобразовательная школа». Она является центром для 4 школ, которые раньше считались малокомплектными, здесь же дистанционно организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9-х классов.

Вначале для гостей из Перми провели экскурсию по школе, показали классы с обновленным мультимедийным оборудованием и другими средствами обучения. В школе проводится редкий для района курс педагога-психолога, направленный на адаптацию первоклассников, который называется «Школьная Азбука». Кабинет биологии и химии оснащен вытяжным шкафом, новыми микроскопами и другим необходимым оборудованием. На высоком уровне проводится обучение физике, не случайно ученики школы заняли третье место на краевой интернет-олимпиаде по этому предмету. На уроках географии ребята занимаются ведением летописи села, а также участвуют в мероприятиях по изучению культуры народов, проживающих на территории Чернушинского района.

Особой гордостью школы является небольшой музей, который был создан в 1998 году Светланой Самариной. Музейная комната дает представление о быте жителей села начиная с XIX века, всего в фонде музея - 237 экспонатов, которые собраны самими школьниками.

После знакомства со школой состоялся обмен мнениями. Среди проблем были отмечены отсутствие скоростного Интернета и полноценного медицинского кабинета в самой школе. В целом гостям школа очень понравилась, правда, все посчитали увиденное уникальным. Директор заверила, что техническое состояние является обычным и такая ситуация характерна для образовательных учреждений всего района.

Проведя «полевые наблюдения», участники заседания поделились впечатлениями и своим видением развития сельских школ. В докладе заместитель главы Чернушинского муниципального района Елена Омелина отметила, что из 23 школ района 17 находятся в сельской местности, в них обучаются 1463 ребенка, что составляет 24,8 % от общего числа школьников. Это также повлияло на выбор Чернушинского района площадкой для проведения мероприятия. Всего в крае 461 сельская школа (61,5 % от общего количества ОУ), где обучаются 67 772 школьника (25,7 % от общего количества обучающихся в крае).

Укрупнение сети ОУ.

Оптимизация сети ОУ теперь осуществляется путем создания базовых школ, которые обеспечивают нормальное функционирование филиалов вокруг них (всего в крае реорганизованы с изменением статуса и в форме присоединения к базовой школе 157 ОУ, ликвидированы 64 школы). «В крае учащихся подвозят 475 автобусов, при этом 11 % из них не соответствуют требованиям ГОСТа», - отметил г-н Клепцин.

Одной из самых сложных задач на селе остается поддержание нормативного состояния ОУ. В рамках регионального проекта «Новая школа» на эти цели в 2011 г. потрачено 556,8 млн рублей, за 8 месяцев 2012 г. - 366,2 млн рублей. Практически решена проблема с лицензированием школ в крае, например, на территории Чернушинского района из 17 сельских ОУ только 3 не имеют лицензии, на поддержание нормативного состояния ежегодно тратится более 41 млн рублей.

В крае также ведется строительство новых сельских ОУ: с 2009 г. построены две школы (в Октябрьском и Юсьвинском районах), до конца 2012 г. будут сданы еще две (с. Кишерть и с. Сива).

Высокоскоростной Интернет. Наиболее остро сегодня стоит задача по внедрению информационно-коммуникационных технологий и высокоскоростного Интернета в ОУ В связи с этим депутат Ольга Рогожникова поинтересовалась наличием технических возможностей для внедрения подобных новшеств в школах.

«Для налаживания сети высокосортного Интернета требуются серьезные затраты. В среднем это может обойтись школе в сумму более 400 тыс. рублей», - пояснила заместитель главы Чернушинского района Елена Омелина.

Проблемы высокоскоростного доступа в Интернет характерны для всего края. В 2011 году доступ в международную паутину имели 92 % сельских ОУ. Включены в локальную сеть 429 ОУ. В благополучном Пермском районе 100 % ОУ-47 школ - подключены к Интернету, но высокая скорость доступа к сети пока обеспечена только в 19 школах. Аналогичная ситуация зафиксирована в других районах.

Отметим, что обеспечение высокой скорости Интернета необходимо для перехода на образовательные стандарты нового поколения, предполагающие использование дистанционных технологий. Подобные технологии позволяют облегчить процесс обучения для детей с ограниченными возможностями (на территории Чернушинского района 14 детей-инвалидов приняли участие в программе дистанционного обучения). Всего для создания современной информационной среды в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для 8 389 первоклассников сельских школ в 2011 году приобретено оборудование на сумму 26,8 млн рублей.

Кадры. Среди особенностей образования в сельской местности министр образования Пермского края Раиса Кассина выделила специфическое соотношение кадров на селе, где 50 % работающего населения является учителями. Кроме того, «необходимо наращивать темпы реализации проекта «Учительский дом», например, в Нижегородской области построят 100 таких домов, а в Пермском крае к концу 2012 года их будет 3», - отмечает г-жа Кассина.

«Количество педагогических вакансий на селе также растет, однако зарплата остается ниже, чем в среднем по экономике (в апреле каждого года количество вакансий достигает 2 000, но к сентябрю эти вакансии закрываются работающими учителями)», - заметил депутат Сергей Клепцин.

Демография. Обращая внимание на взаимосвязь демографических показателей с количеством ОУ в селах, Сергей Клепцин отметил, что «численность детей за последние три года в селах края сократилась на 7 %, в результате количество обучающихся в сельских школах тоже падает (в 2010 г. - на 1737 человек и в 2011 г. - еще на 819 человек), но процентное соотношение обучающихся на селе остается стабильным – 26 % от общего числа учеников в крае. Также для развития малокомплектных школ требуется эффективное внедрение информационных технологий", - поделился своим видением развития сельских школ депутат Сергей Клепцин.

«Проблемы у сельской школы не уменьшаются, но все же видны перспективы их решения. Именно сельская школа растит будущего земледельца, руководителя-агрария и просто человека, небезразличного к судьбе российского села, а какой будет жизнь этой сельской школы, зависит от нас с вами», - подытожила свой доклад г-жа Омелина.

Ключевую задачу сельских школ обозначил первый заместитель председателя ЗС Пермского края Игорь Папков: «Я считаю, что Чернушинский район является одной из успешных территорий края, но при этом здесь отмечается отток населения. Образовательные учреждения также должны решать эту проблему и закреплять население на территориях конкретных муниципальных районов».

В итоге было принято решение: комитету по социальной политике подготовить обобщение сказанного и выйти с соответствующим проектом на заседание Законодательного Собрания Пермского края.

«Учительский дом» - это модель функционирования малокомплектной сельской школы в виде мини-школы эконом-класса. Данное ОУ имеет статус негосударственного и совмещает в себе школу и квартиру для семьи педагогов.

Максим Черепанов, Business class, №38 (403)

Вернуться к списку