Публикации

 

Борьба с депрессией

дата публикации: 9 апреля 2013

Члены бюджетного комитета краевого Законодательного Собрания 3 апреля посетили Гремячинск, на примере которого рассмотрели возможности увеличения доходной части местных бюджетов. Депутаты в очередной раз убедились, что эта территория является глубоко депрессивной, и констатировали, что исправить ситуацию сможет только привлечение инвесторов и работа по увеличению численности населения.

Развитие территорий Пермского края - одна из ключевых задач
Стратегии социально-экономического развития региона. Для поддержки особо депрессивных районов недавно было создано Министерство развития территорий Кизеловского угольного бассейна, куда входят Гремячинский, Губахинский, Кизеловский районы.

Гремячинский район краевые законодатели посетили неслучайно. По мнению заместителя председателя правительства Пермского края Алексея Чибисова, он ничем не отличается от других районов, поэтому на его примере можно показать модели взаимодействия бизнеса, граждан и власти.

Гремячинский район - промышленный, ранее здесь располагались угольные шахты, обеспечивающие работой большую часть местного населения. С закрытием в 1990-е годы шахт перед этой территорией встал серьезный вопрос о переориентации экономики. Несмотря на природные богатства (лес, известняковые породы) и хорошо развитую инфраструктуру, район находится в неблагоприятной климатической зоне: как отметил глава района Александр Лиллепеа, «бесснежными в Гремячинске бывают только 80 дней в году».

Кроме того, при большой протяженности численность населения района крайне мала - 13 тыс. человек, причем большая часть из них - это люди старше 40 лет. Серьезной проблемой является и содержание маленьких
поселков.

Александр Лиллепеа, глава Гремячинского района:

- Люди не хотят переезжать, и нам приходится содержать эти
поселки. Это только около 2 млн руб. на дороги в зимний период. Дорог много, а людей мало.

При этом на данный момент 82 % районного бюджета составляют межбюджетные трансферты. Большую долю доходной части местного бюджета составляют муниципальные налоги: НДФЛ, ЕНВД, земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц и др.

И. о. заместителя председателя правительства Пермского края,
министр территориального развития Константин Захаров в своем докладе обратил внимание депутатов на то, что вопросы увеличения доходов местных бюджетов решаются на федеральном уровне: так, 10проц налоговых сборов и акцизов на бензин, 100 % штрафов за несоблюдение муниципальных актов и 100 % поступлений от платы за использования лесов передаются на муниципальный уровень. Также он предложил внимательно следить за разработкой леса и учетом техники, «чтобы мужики лес не пилили сами».

Алексей Чибисов предположил, что для увеличения
муниципальных доходов властям необходимо взаимодействовать с предпринимателями, мотивируя их переход на патенты как способ уплаты налогов и ведения хозяйственной деятельности.

Александр Лиллепеа высказал предложение собирать НДФЛ не с места прописки физического лица, а с места фактического проживания: «Газпром» находится на пограничной территории между Чусовым и Гремячинском, все работники живут в Гремячинске, а налоги платят в Чусовом. Это неправильно».

Глава Гремячинского района обратил внимание законодателей на то, что местные власти ведут работу по привлечению на территорию федеральных и краевых бюджетных учреждений. В частности, в прошлом году на территорию района был привлечен психоневрологический женский интернат.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края Юрий Сорняков в своем докладе сделал упор на то, что муниципальные власти должны более плотно и тщательно работать с населением: «В районе множество незарегистрированного имущества, земли, но население занимается регистрацией неохотно. Необходима работа муниципальных властей с населением. Вероятно, иных способов продвижения районов к самодостаточности нет, кроме разве что привлечения инвесторов».

Именно привлечению инвесторов и способам повышения инвестиционной привлекательности района была посвящена вторая часть заседания комитета.

Алексей Чибисов в своем докладе охарактеризовал Гремячинск
как «крепкого середнячка», в котором осуществляются эффективные меры поддержки малого и среднего бизнеса, происходит успешное взаимодействие бизнеса и власти, рождающее положительную динамику: «Снижается процент безработицы (1,2 % - по краю, 2,4 % - в районе), удваиваются субсидии на самозанятость (с 40 до 100 тыс. руб.), значит, люди остаются предпринимателями».

На территории Гремячинского района реализуются три крупных
инвестиционных проекта: развитие лесопромышленного комплекса (ООО «Капитал-3»), разработка месторождения известняков (ООО «Горнодобывающая компания») и развитие инфраструктуры отдыха и туризма (спортивный культурно-оздоровительный парк туризма «Усьва»). «Капитал-3» обеспечивает работой 378 человек, является основным налогоплательщиком района и активно развивается. В частности, в 2013 году была запущена линия изготовления топливных брикетов из древесных отходов.

По словам Чибисова, инвесторам проектов, являющихся успешными, предоставляются определенные льготы по выплате налогов.

Депутат Законодательного Собрания Пермского края Армен
Гарслян заявил, что «инвесторам нужны стимуляторы от правительства, и правительство эти стимуляторы предоставляет. Недавно созданное Министерство по КУБу как раз будет заниматься разработкой основ налоговых льгот для инвесторов».

Свою позицию по рассматриваемому вопросу в конце обсуждения озвучил депутат Геннадий Кузьмицкий. На его взгляд, краевому правительству необходимо выдать регионам «дорожную карту», по которой они будут развиваться, а муниципальным властям посоветовал «заглянуть в Стратегию социально-экономического развития Пермского края», где они «найдут ответы на многие интересующие их вопросы».

В конце заседания был принят проект решения, в соответствии
с которым правительству края рекомендуется «улучшить инвестиционный климат на территории Пермского края», а органам местного самоуправления – «образовать центры поддержки предпринимательства и активизировать работу по привлечению спонсорских средств».

Подводя итоги заседания, Константин Захаров заявил: «Я
доволен, что на примере Гремячинска нам удалось сделать анализ проблем подобных регионов. Это очень важно для развития территорий. Было внесено много полезных предложений, часть которых может быть использована для краевого, федерального и даже международного бизнеса».

Елена Зырянова, председатель комитета Законодательного Собрания Пермского края по бюджету:

- Наше заседание было посвящено одной из самых актуальных и
злободневных проблем - увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований. Соответственно, одной из важных тем обсуждения комитета стали способы увеличения налоговых сборов. Главной задачей муниципальных властей является борьба за численность населения, так как основной доход муниципальных бюджетов составляет НДФЛ.

Дарья Падерина, Новый компаньон, №12 (736)





Вернуться к списку