Публикации

 

Инвесторы ждут преференций

дата публикации: 7 июня 2013

На прошлой неделе в Соликамске прошло выездное заседание Консультативного совета краевого Законодательного собрания по теме «О реализации инвестиционных проектов по переработке древесины».
В нём приняли участие не только региональные парламентарии, но и председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов, президент некоммерческого партнёрства «Лесопромышленники Прикамья» Александр Суслопаров, главы муниципалитетов и руководители представительных органов Верхнекамья, топ-менеджеры крупных лесоперерабатывающих производств региона, представители малого и среднего бизнеса данного профиля.
Широкое представительство участников заседания, а в особенности внушительная делегация производственников, было обусловлено значимостью и актуальностью темы. Ведь предстояло обсудить реализацию крупных инвестиционных проектов в области лесопереработки, где властные структуры дают инвесторам значительные преференции - возможность получить лес на корню, минуя аукционные процедуры, и по весьма символическим ценам. Кроме того, именно на этом заседании предполагалось обсудить контуры будущей региональной программы развития лесопромышленного комплекса, где будут прописаны «правила игры» в лесной отрасли как со стороны власти, так и со стороны бизнеса.
Надо сказать, что это выездное заседание оправдало ожидания участников. Ведь сначала они разбились на группы и посетили производственные площадки ОАО «Соликамскбумпром» и ООО «РусЛесПром», где им были презентованы инвестиционные возможности и проблемы бизнесов разных уровней. А затем в режиме пленарного заседания обсуждали увиденное и услышанное. При этом пытались получить ответы на весьма актуальные вопросы: как заинтересовать инвесторов для вложения средств в лесопереработку? Кто должен создавать и воссоздавать лесную инфраструктуру? Как сделать так, чтобы лес из природного богатства региона превратился в его экономический форпост? И каковы должны быть обязательства у власти и у бизнеса для успешного развития отрасли?
Господдержка для честных
Соликамская площадка была выбрана для проведения выездного заседания по лесопромышленной тематике отнюдь не случайно. Ведь здесь базируется флагман лесопереработки ОАО «Соликамскбумпром», который занимает на уровне региона ещё и лидирующие позиции по лесозаготовке. В то же время на территории района работает множество предприятий малого бизнеса, занимающегося распилом кругляка и переработкой отходов лесопиления. И инвестиции в лесной комплекс Соликамского района направляются в основном на приобретение современной лесозаготовительной техники (лесозаготовительные комплексы «Харвестер Форвардер») и оборудования для переработки древесины и отходов лесопиления (переработка горбыля и опила). Одно из производств в посёлке Чёрное, где используются отходы лесопиления, и посетили участники выездного заседания.
Директор ООО «РусЛесПром» Алсина Бариева, взявшая на себя роль экскурсовода, рассказала, что собственник приобрёл это производство всего два года назад. Производство было одним названием, поскольку состояло всего из нескольких станков. За последующее время было построено три сушильные камеры, смонтировано два лесопильных станка, приобретена линия гранулирования опилок, куплен новый водогрейный котёл и некоторое другое оборудование. При этом инвестиции в производство составили порядка 26 миллионов рублей. Всё это хозяйство было продемонстрировано участникам заседания. И депутаты с интересом осмотрели линии и даже взяли на память по горстке топливных пеллетов.
А потом начались вопросы. Так, первый заместитель председателя краевого Законодательного собрания Игорь Папков поинтересовался рентабельностью производства.
- Проблемы есть, - констатировала Алсина Рафаиловна. - Ведь оборудование закупалось на заёмные деньги. Поэтому мы бы хотели участвовать в программах поддержки лесопромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса. И такая городская программа у нас была. Но мы в неё попасть не смогли, потому что на тот момент ещё не расплатились с кредитом. Потом была возможность войти в другую программу, но там помощь оказывалась только тем предприятиям, которые закупили оборудование в лизинг. А мы его приобретали через куплю-продажу. При этом мы работаем по-честному: своевременно вносим все обязательные платежи - налоги, сборы и так далее. Поэтому наша продукция имеет большую себестоимость по сравнению с «серыми» пилорамами, которые скупают ворованный лес, не платят налогов, не соблюдают экологических требований…
- Как обстоят дела с кадрами? - спросила депутат Дарья Эйсфельд.
- Пока неважно, - отвечала директор. - У нас работает всего 30 человек. Специалисты нужны, ищем…
- Какая в коллективе средняя зарплата? - интересовалась председатель комитета по бюджету Елена Зырянова.
- У хороших специалистов - от двадцати тысяч в месяц, - был ответ.
Надо сказать, что этот разговор имел вполне логичное продолжение. Уже в ходе пленарной части выездного заседания Игорь Мингазеев, заместитель главы Соликамского района, ещё раз остановился на необходимости поддержки добросовестных предпринимателей. И не только через помощь в получении кредитов, через гашение процентных ставок или предоставление каких-либо льгот, но и через борьбу с незаконной заготовкой и оборотом древесины. В частности, было предложено внести изменения в действующее законодательство и разработать нормативную базу, направленную на усиление полномочий муниципалитетов в области контроля за использованием лесосырьевых ресурсов хозяйствующими субъектами.
Потребность в модернизации
В пленарной части заседания основным докладчиком значился Константин Черёмушкин, и. о. министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Он рассказал, что в настоящее время в регионе реализуется восемь крупных инвестпроектов, в которых участвуют ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Пермский домостроительный комбинат», ООО «Горнозаводсклеспром», ООО «Пермский фанерный комбинат», ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь», ООО «Уралбумага», ООО «Капитал-3»и ООО «Осенцовский ДОК». Инвестиции в развитие производства там должны составить порядка 20 миллиардов рублей. При этом, согласно условиям вхождения в эти проекты, государство выделило данным предприятиям без проведения аукционов свыше девяти миллионов кубометров леса на корню.
Константин Михайлович признал, что не все проекты идут гладко. В частности, три предприятия инвестируют средства с отставанием от графика - это ООО «Уралбумага» (94,6 процента), ООО «Капитал-3» (58 процентов) и ООО «Осенцовский ДОК» (55,8 процента). Причём гремячинское ООО «Капитал-3» должно было завершить инвестиционный проект ещё в 2011 году. Однако причины такой ситуации чиновник разъяснить не смог, поскольку получил министерскую должность совсем недавно и ещё не избавился от приставки «и. о.». Лишь уточнил, что с тех субъектов бизнеса, которые не исполнят свои инвестиционные обязательства в полном объёме, будут взысканы средства за использование предоставленной государством лесосеки в рыночных ценах.
Далее докладчик рассказал, как обстоят дела в отрасли в целом. Что в Пермском крае на сегодняшний день работают 3120 предприятий, относящихся к лесопромышленному комплексу. Из них 40 процентов - малый бизнес. И хотя экономический потенциал отрасли высок, но налоговый вклад - низок. Доля лесопромышленного комплекса в доходах казны не превышает пяти процентов. И основной проблемой лесопромышленного комплекса Константин Черёмушкин считает убыточность предприятий, которые давно нуждаются в технической и технологической модернизации. Это подтверждают и цифры, ведь около 10 процентов древесины уходит в отходы, а освоение расчётной лесосеки идёт на уровне 30 процентов.
Выход, по мнению Константина Черёмушкина, в том, чтобы и далее развивать инвестиционную активность. В частности, к давно назревшему вопросу он отнёс необходимость внесения изменений в 319-е Постановление Правительства Российской Федерации, которое регламентирует федеральную поддержку для инвестпроектов в лесопромышленном комплексе. Нужно снизить планку инвестиций с 300 миллионов рублей до 100 миллионов. Также необходимо в оперативном порядке разработать региональную программу развития лесопромышленного комплекса на 2014 - 2018 годы, которая бы включала в себя господдержку инвестпроектов, создание условий для развития транспортной инфраструктуры и другие мероприятия.
Кто в ответе за прошлое?
- Развитие лесопромышленного комплекса, безусловно, важно, - обратилась к докладчику депутат Дарья Эйсфельд. - Однако вызывает сомнение сама программа, а точнее, ее качественная реализация. Напомню, такая программа в Пермском крае уже была со сроком действия в 2004–2010 годах. Мало того, что отчет по ней мы увидели только в 2012 году с нарушением всех сроков, но и выполнена она была на 20 процентов, что беспрецедентно, и не было указано, на какие цели было потрачено около 100 миллионов рублей. Хотя, напомню, одной из основных задач программы являлось привлечение внешних инвестиций в развитие деревообрабатывающих производств, и эти средства должны были направить как раз на подготовку инвестиционных площадок. Поэтому, куда ушли эти деньги, - для нас непонятно. Возможно, это первый блин комом и второй будет выполнен более качественно. В связи с этим вопрос: уверены ли вы в полноценной реализации программы, о которой мы сейчас говорим? Или всё-таки эти средства разумнее направить, например, на воспроизводство лесов?
Понятно, что отвечать за своих предшественников не любит ни один руководитель. Вот и. о. министра прокомментировать исполнение предыдущей программы, а также ответить на нарекания по поводу её исполнения не смог. Он парировал достаточно односложно, что вопрос о воспроизводстве лесов очень актуален, но и программа Пермскому краю сильно нужна.
- Программа появится после утверждения концепции, которую мы пока не видели, - формулировал вопрос для и.о. министра председатель комитета по социальной политике Сергей Клепцин. - Однако, наверное, уже есть какие-то предварительные расчёты. Есть ли у вас представление, сколько будет стоить эта программа? В какой части мы сможем рассчитывать на федеральные средства?
- Концепция разработана, - отвечал Константин Черёмушкин. - По предварительным расчётам, её реализация обойдётся краевому бюджету в 150 миллионов рублей. Это только субсидирование процентной ставки по кредитам и средства на научно-исследовательскую работу. Для получения средств федерального бюджета нам необходимо заходить в федеральную программу. Но для того, чтобы в неё войти и посчитать федеральную долю, нам необходимо принять свою программу…
- Опять говорится про то, что новая программа будет предусматривать возможность субсидирования процентной ставки по кредитам. - А что сегодня мешает предприятиям лесопромышленного комплекса пользоваться для этого существующими программами? К примеру, программой поддержки предпринимательства? - задавала вопросы председатель комитета по экономическому развитию Елена Гилязова.
- Ничего не мешает, - отвечал Константин Михайлович. - Когда мы рассматриваем инвестпроекты, приходящие к нам в министерство по заявкам, то мы предлагаем заявителям участвовать в программе поддержки малого бизнеса…
Надо сказать, что и. о. министра в этот день пришлось нелегко. Депутаты неоднократно возвращались к уже исполненной программе, силясь узнать хоть о каком-то положительном эффекте от её реализации. Главы муниципалитетов упрекали Константина Черёмушкина, что его ведомство практически не работает с территориями и руководителей столь важной для них отрасли они в последние годы видят разве что по телевизору. А производственники сетовали, что поддержки со стороны государства совсем не чувствуют и уже начали привыкать полагаться во всём только на собственные возможности.
Дороги и лесоустройство
Содокладчиком на выездном заседании был Виктор Баранов, краевой депутат и руководитель ОАО «Соликамскбумпром». И не только на правах «хозяина», поскольку пленарная часть проходила в ведомственном Дворце культуры предприятия, но и исходя из места его предприятия в отрасли. Ведь гигант целлюлозно-бумажной промышленности уже давно не только производит бумагу, но и имеет свои лесозаготовительные подразделения. И поэтому неудивительно, что предложения Виктора Ивановича по улучшению дел в отрасли были не только актуальными, но и очень смелыми.
В частности, президент Соликамскбумпрома заявил, что основными проблемами лесопромышленного комплекса являются слабое развитие транспортной инфраструктуры и отсутствие надлежащего лесоустройства. Для решения этих проблем нужно, во-первых, выстроить оптимальную дорожную сеть для «лесных» муниципалитетов. Чтобы эти дороги связали лесные делянки, лесозаготовительные предприятия и населённые пункты. Во-вторых, необходимо параллельно развивать грузовой сплав по рекам, роль которого с каждым годом растёт. Чтобы как-то поддержать предприятия, которые этим занимаются и тратят деньги в том числе и на навигационное обслуживание рек, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых льгот: к примеру, освободить их от уплаты налога на имущество или от транспортного налога.
Выступление Виктора Баранова открыло прения по будущей программе развития лесопромышленного комплекса. Председатель комитета по бюджету Елена Зырянова тоже затронула тему лесных дорог. Понятно, что бюджетных денег на создание такой инфраструктуры, которую презентовал президент Соликамскбумпрома, однозначно не хватит. Поэтому может быть рассмотрен вариант, при котором за счёт казны эти дороги проектируются, а обязательства по их строительству передаются арендаторам лесного ресурса «пакетом» вместе с делянками. Это и будет тот самый принцип государственно-частного партнёрства, о котором много говорится, но удачные примеры которого можно пересчитать по пальцам.
Выступил и председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов. Он отметил, что необходимо заниматься лесоустройством, ибо эта тема запущена до предела. Пообещал, что в скором времени концепция новой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2014-2018 годы» будет внесена в парламент. И предложил внести в решение Консультативного совета пункт, чтобы обсуждение этой темы было продолжено на какой-то из площадок, хоть на базе краевого парламента, хоть - правительства. Главное - чтобы тема развития лесопромышленного комплекса стала действительно приоритетной.
- Мы договорились с правительством, что концепция новой программы нам будет представлена к 1 августа, - подытоживал председательствующий Игорь Папков. - На мой взгляд, проект концепции правительству нужно разработать совместно с парламентским комитетом по экономическому развитию. Необходимо особенно внимательно отнестись к вопросам господдержки тех предприятий, которые работают по замкнутому циклу…
Пленарная часть выездного заседания завершилась принятием резолюции. Члены Консультативного совета решили, что необходимо разработать и принять стратегию развития лесной отрасли Пермского края, предусматривающую долгосрочное планирование развития всего лесного сектора как единого организма, в том числе и в вопросах территориального размещения мощностей, технического перевооружения, сохранения и восстановления лесов. Также необходимо в рамках стратегии предусмотреть разработку и реализацию взаимоувязанных программ и проектов по решению проблем, связанных с лесовосстановлением, лесоустройством, созданием лесной инфраструктуры. Это решение депутаты приняли за основу, договорившись, что предложения будут приниматься ещё в течение месяца. Поэтому у всех участников заседания есть время, чтобы ещё раз проанализировать услышанное и дополнить проект новыми и актуальными предложениями.
Вопрос в тему
- На нынешнем заседании прозвучали всё те же застарелые проблемы: бизнес хочет субсидирования процентных ставок по кредитам, победы над «чёрными» лесорубами и постройки лесных дорог. Но получать субсидии можно через программу поддержки малого бизнеса, бороться с незаконными рубками леса - через программу обеспечения общественной безопасности, строить дороги - через краевую программу автодорожного строительства. Какой смысл разрабатывать и принимать новую программу, если большинство проблем можно решить через уже действующие программы?
Игорь Папков, первый заместитель председателя ЗС Пермского края:
- Разбросанность мероприятий для одной отрасли по разным программам как раз и говорит о том, что на данный момент у этой отрасли нет чёткой государственной политики на уровне региона. И я ведь не зря сегодня сказал, что у нас за последние два года четыре человека в разных должностях отвечали за то, чтобы у нас появилось это видение государственной политики. Это к вопросу об ответственности исполнительной власти. Поэтому сегодня нужно, чтобы правительство и входящее в его состав профильное министерство сконцентрировались, посмотрели и изучили все озвученные проблемы. Они должны создать единый подход, сформировать единый источник финансирования развития ЛПК. Потому что из-за этого «лоскутного одеяла», когда везде всё финансируется по принципу «всем понемножку» и когда отрасль кочует от одного руководителя к другому, у нас за три года не появилось даже концепции данной программы. Это как в известной пословице: у семи нянек дитя без глазу. С этими «няньками» нам надо как-то заканчивать.

Евгений Плотников, Звезда, №62 (32078) Законодатель

Вернуться к списку