Публикации

 

О бюджетной обеспеченности шел разговор на заседании выездного Консультативного совета

дата публикации: 07.04.2009 00:00

В конце марта в Осе состоялось выездное заседание Консультативного совета Законодательного Cобрания Пермского края. В числе приглашенных присутствовали депутаты Земского собрания, главы сельских и городского поселений, сотрудники аппарата администрации Осинского района. Возглавил работу первый заместитель председателя Законодательного Cобрания Пермского края Дмитрий Скриванов. С докладами выступили глава Осинского района Сергей Романов, министр регионального развития Пермского края Владимир Цветов, начальник управления бюджетной политики Министерства финансов Пермского края Людмила Крюкова. Содокладчики - Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Пермского края Алексей Чибисов и заместитель председателя контрольно-счетной палаты Пермского края Ирина Соларева. Темой выступлений докладчиков и дальнейшего обсуждения стали вопросы правового регулирования выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований на территории муниципального района.

В рамках 131 федерального закона большая часть полномочий по организации жизнедеятельности поселении передана в руки местного самоуправления. В 2008 году состоялась передача некоторых налоговых поступлений (100 процентов транспортного налога, 70 процентов налога на имущество, 15 процентов от НДФЛ) на уровень бюджетов поселений. Цель - наращивание налогового потенциала и снижения уровня дотационное. Какие проблемы возникают в муниципальных районах и поселениях в плане осуществления полномочий? Каким образом распределяются краевые средства между поселениями? В поиске ответов на эти и другие вопросы законодательная власть Пермского края обратилась к опыту некоторых муниципальных районов. В их числе - Осинский.

Члены Консультативного совета посетили Горское, Комаровское и Паклинское поселения, а также Дворец спорта «Фаворит» Осинского городского поселения. Целью посещений стало изучение обеспеченности бюджетов поселений. Депутаты обратились к тому, каково финансирование осуществляемых полномочий, доля дотаций и собственных доходов в бюджетах поселений.

Глава Паклинского поселения Валентина Аспидова пояснила, что по выполнению большей части полномочий на территории ее поселения вопросов не возникает. По газификации поселения возможно привлечение инвестиций, по ремонту жилья, дорог участие в федеральных и краевых программах. Наибольшую обеспокоенность вызывает содержание аварийно-спасательных формирований. Поселение находится в береговой зоне, в летнее время на территорию приезжает масса отдыхающих. Средств для благоустройства зоны отдыха, проведения спасательных мероприятий в бюджете поселения нет.

Заинтересовало законодателей и то, как глава поселения работает над увеличением налоговых поступлений, а также какие налоги хотели бы получить и смогли бы отработать. По словам Валентины Аспидовой в прошлом году была проделана большая работа по инвентаризации имущества, в связи с чем значительно выросли сборы налога на имущество. В настоящее время ведется аналогичный учет земельных ресурсов. Поселенческая власть, безусловно, заинтересована в сборе налогов и пополнении бюджета. А вот по НДФЛ ввиду того, что значительная часть трудоспособного населения либо занята на предприятиях за границей поселения, либо не работает, бюджет сельского поселения проигрывает.

Изучив ситуацию на местах, посетив школы, дома культуры, библиотеки члены Консультативного совета продолжили работу за круглым столом в ОЦКД.

В целом, отметили представители краевого ЗС, сложившаяся по Осинскому району картина типична для муниципальных образований края. Она такова, какою диктует ей быть федеральное и краевое законодательство.

Так, например, выравнивание бюджетов поселений в Осинском районе производится из Резерва выравнивания (большей частью) и из Фонда финансовой поддержки поселений (ФФПП). Но с другой стороны эта мера вынужденная, поскольку Бюджетный Кодекс Российской Федерации на сегодня не допускает при расчете бюджетной обеспеченности иного варианта, когда бы в расчет включались и неналоговые доходы поселений помимо налоговых. В Осинском районе есть поселения, в которых неналоговые доходы составляют 90 процентов. Если их не учитывать - не избежать преимущества одних поселений над другими. Поправки, позволяющие муниципальному району действовать через два фонда, предложил внести в действующее законодательство глава района Сергей Романов. Необходимость принятия мер, учитывающих индивидуальные особенности в структуре экономики, отметил в своем выступлении на заседании Консультативного совета министр регионального развития Владимир Цветов. В то же время он подчеркнул, что должна быть и некоторая фундаментальность. Найти золотую середину - задача законодателей.

Поднимали члены Консультативного совета и ряд других вопросов, таких как, во-первых, отсутствие единого подхода к оценке бюджетных потребностей для выполнения расходных полномочий, которое влечет за собой несоответствие закону в распределении полномочий. Во-вторых, необходимость ухода от субъективизма в выравнивании бюджетов поселений, чего можно достигнуть, по мнению законодателей, передав сбор налогов на места. В-третьих, важность распределения средств ФФПП на местах с учетом подушевого принципа, которым руководствуются власти на уровне субъекта федерации.

В ходе обсуждения вопросов по правовому регулированию выравнивания обеспеченности бюджетов районного и поселенческого уровня было принято решение, которое прокомментировал первый заместитель председателя ЗС Пермского края Дмитрий Скриванов:

- Во-первых, мы договорились о том, что будем вырабатывать прозрачные «правила игры». По одному варианту они будут доведены с регионального уровня на районный и поселенческий как некий шаблон. Решение идти по нему или нет, будут принимать глава района, депутаты Земского собрания, главы и депутаты поселений. По другому варианту предусматривает разработку нормативных актов на уровне субъектов Российской Федерации, чтобы сделать правила для всех одинаковыми и чтобы поселения не зависели от субъективного отношения муниципалитета.

Во-вторых, мы говорим, что нужно передавать налоговые доходы на уровень поселений. В решение Консультативного совета попали рекомендации о рассмотрении возможностей передачи налогов.

На состоявшейся по окончании работы заседания пресс-конференции Дмитрий Скриванов сказал несколько слов о том, почему именно Осинский район был выбран для работы законодателей. Он оценил нестандартный подход к выравниванию бюджетной обеспеченности, который использует районная власть, и озабоченность властей самодостаточностью поселений. Вследствие чего Осинский район достаточно благополучный, с развитой промышленностью.

- Мы пока не фиксируем здесь какого-то серьезного снижения уровня доходов, как в районе, так и в поселениях, - подытожил Дмитрий Станиславович.

Елена ФОТИНА
Осинское Прикамье (г. Оса),
№39 (10195), 7 апреля 2009 г.


Вернуться к списку