Публикации

 

Репутация плюс денежный залог

дата публикации: 08.10.2010 00:00

На прошлой неделе в Березниках состоялось выездное заседание Консультативного совета краевого Законодательного Собрания. Актуальность обозначенной темы – «О капитальном ремонте и содержании краевых автомобильных дорог» - вызвала большой интерес со стороны депутатского корпуса, ведь качество дорог является одним из показателей благополучия территории и её жителей. Помимо тринадцати краевых парламентариев, в заседании приняли участие члены правительства, глава Березников и депутаты местного представительного органа, а также многочисленные гости и приглашённые.

Участники заседания, начав свой рабочий день с автобусной поездки от Перми до Березников, смогли «испытать на себе» качество строительных и ремонтных работ, проведённых на многих дорожных объектах. А во время пленарной части заседания они пытались выяснить, почему краевые объекты строятся и ремонтируются лучше, чем муниципальные? Какие требования нужно предъявлять подрядчикам, чтобы они не халтурили и не воровали? И где взять деньги муниципалитетам, чтобы привести свои дороги в нормативное состояние?

С оптимистичным настроем

Нынешнее выездное заседание Консультативного совета было особенным. Ведь ещё пару-тройку лет назад дорожную проблематику депутаты изучали либо на ямах и канавах, которыми изобиловали все трассы - и региональные, и муниципальные, либо - на дорожных долгостроях. Что вызывало вполне справедливое недовольство и грустные шутки по поводу «бездонной бочки», в которую сколько бюджетных миллиардов ни вали, а толку всё равно не будет. И что голосовать за эту «бездонную бочку» в процессе принятия бюджета на очередной финансовый год хочется всё меньше и меньше.

В этот раз настрой был более чем позитивным. Ведь депутаты проехались с ветерком по Восточному обходу Перми, о котором говорилось несколько лет и который в сентябре текущего года был введён в эксплуатацию. Во время поездки до Березников народные избранники убедились, что и на этой магистрали капитальный ремонт выполнен достаточно качественно. Дорога стала на порядок лучше. Добавила оптимизма руководитель краевого Дорожного агентства Елена Громова, пообещав: мол, строители будут двигаться в сторону Березников, переводя дорогу в 4-полосное исполнение.

И в Верхнекамье было что показать! Члены Консультативного совета осмотрели мостовой переход на магистрали Кунгур - Соликамск, который поразил масштабом возводимого объекта. И даже побывали с экскурсией на промплощадках ОАО «Меакир» и ООО «Химспецстрой», где им презентовали самый современный в Прикамье асфальтобетонный завод, снабжающий своей продукцией строительные организации всего Березниковско-Усольского куста.

Надо сказать, что оптимистичный настрой наложил свой отпечаток и на всю пленарную часть выездного заседания. Даже представители муниципалитетов, которые ранее всегда только просили денег и ни про что другое даже слышать не хотели, нынче участвовали конструктивно - формулировали конкретные предложения. Так, заместитель главы Березников Виктор Агеев, выступавший с докладом по ситуации с дорожными вопросами в городе, предложил пролонгировать приоритетный региональный проект «Муниципальные дороги», принять в собственность края межмуниципальные дороги, а также указал на необходимость внесения поправок в 94-й федеральный закон, который регламентирует проведение конкурсов на размещение государственных и муниципальных подрядов. По мнению Виктора Геннадьевича, нынешнюю редакцию закона необходимо изменить, чтобы исключить возможность сговора участников конкурсов.

- Готовьте предложения, направляйте нам, и мы их на рабочей группе обсудим, - согласился председательствующий Николай Девяткин.

Пощады не будет никому!

К краевому Дорожному агентству у депутатов всегда была масса претензий. Именно ему ставилось в вину большое количество долгостроев, плохое качество отремонтированных дорог, завышение стоимости строительства объектов и чересчур лояльное отношение к подрядчикам. Из года в год, из месяца в месяц комитет по политике развития территорий и общественной инфраструктуры, курирующий данную тематику, заслушивал руководителя агентства Елену Громову по тем или иным вопросам. Критики было много. Но Елена Геннадьевна почти никогда не спорила и обещала исправить ситуацию.

Судя по прошедшему заседанию Консультативного совета, ситуация действительно изменилась. Руководитель агентства рассказала о той новой политике, которая внедряется на дорожных объектах регионального уровня. Основной упор сделан на качество. Чтобы добиться соответствующего отношения со стороны подрядчиков, были кардинально пересмотрены некоторые принципы. Если раньше от потенциального подрядчика требовалось страховое обеспечение, то сегодня от данного требования решено отказаться, поскольку оно ничего не даёт.

- Мы теперь работаем несколько в ином формате, - объясняла Елена Геннадьевна. - При выборе подрядчиков предусмотрены два главных требования: хорошая репутация и денежный залог. Если на объекте начинаются проблемы или качество работ нас не устраивает, то мы штрафуем подрядчика. Залог позволяет. В общем, тех, кто не исполняет обязательства, мы жалеть не будем. Пощады не будет никому!

Также Елена Громова рассказала о смене приоритетов в бюджетном финансировании отрасли. Если в последние годы ставка была на новое строительство, то теперь - на поддержание созданной дорожной сети и на приведение всех региональных дорог в нормативное состояние. Для этого даже взята планка - приводить в нормативное состояние не менее 300 километров дорог в год. А новое строительство будет вестись исключительно за счёт частных инвесторов и средств федерального бюджета, для чего до конца года будет сформирован Дорожный фонд, как необходимое условие для получения федерального финансирования.

Заметим, что, хотя доклад руководителя агентства был принят на ура, неудобных вопросов ей избежать не удалось.

- Может ли любой другой город Прикамья рассчитывать на те же преференции, что и Пермь? – поинтересовался Валерий Чупраков, председатель комитета по социальной политике краевого Законодательного Собрания. - Я имею в виду, что за счёт средств краевого бюджета была построена «городская» дорога Старцева - Ива...

- Замечание принимается, - согласилась Елена Громова. - Мы готовим соответствующую инициативу, чтобы в краевом законодательстве появилась норма, запрещающая такие стройки за счёт региональной казны.

- Соблюдают ли подрядные организации технологию строительства? – спросил Юрий Елохов, председатель комитета по госполитике и местному самоуправлению краевого Законодательного Собрания. - Контролируете ли вы их в этой части?

- Мы стараемся эту проблему перекинуть на них, - ответила Елена Геннадьевна. - Они сами должны следить за качеством. Иначе не получат денег.

Подытоживая дискуссию, председатель инфраструктурного комитета Виктор Плюснин, сам в недавнем прошлом дорожник, отметил, что опыт краевого Дорожного агентства в части работы с подрядчиками, с привнесением в эту работу требований по репутации и денежному залогу, достаточно интересен и полезен для дела. Поэтому Виктор Борисович предложил распространить его на уровень муниципалитетов, где ситуация с дорожными ремонтами достаточно сложная и качество произведённых работ оставляет желать лучшего. Оказать методическую помощь муниципалам можно через проведение семинаров либо на базе Законодательного Собрания, либо - краевого Дорожного агентства. Елена Громова согласилась, что это не проблема.

Чужих дорог не бывает

Обсуждение докладов и резолюции вновь вернуло членов Консультативного совета к проблемам муниципалитетов. Так, председатель бюджетного комитета Алексей Чибисов, представляющий в парламенте интересы жителей Верхнекамья, заметил, что основной целью политики в области дорожного строительства и ремонта должны стать нормальные дороги, независимо от их принадлежности. Чтобы не было ситуации, при которой автомобилист, выезжая из «муниципальных ям», проезжал бы образцовый участок региональной дороги, чтобы через некоторое время вновь попасть в «муниципальные ямы». Как решать эту проблему? И есть ли у неё решение?

Понятно, что у краевого правительства на этот счёт своё мнение. И Елена Громова в очередной раз заметила, что у муниципалитетов есть краевой финансовый ресурс под эти цели - Фонд софинансирования расходов (ФСР). И органы местного самоуправления сами решают, на что его направлять. Могут ремонтировать хоть дороги, хоть школы, хоть больницы. И это будет только их, муниципалитетов, выбор! Тем более что ФСР никто прикрывать не собирается, и в следующем году его объём будет составлять полтора миллиарда рублей.

- ФСР - сказка, конечно, интересная, - не выдержал и вступил в дискуссию Сергей Дьяков, глава Березников. - Но мы тратим эти деньги на нормативные вещи, на приведение наших бюджетных учреждений в нормативное состояние. Если передо мной встанет выбор: израсходовать средства фонда на лицензирование школы или на ремонт дороги, как вы думаете, что я выберу?

Позицию Сергея Дьякова поддержали многие депутаты. Фонд софинансирования расходов не резиновый, и всех проблем муниципалитетов он не решит. Более того, в приоритетах у глав всегда будут образование и медицина, а дороги - это так, на остаточном принципе. Одним из вариантов решения этой проблемы могла бы стать разработка в каждом муниципалитете нормативов на ремонт и содержание дорог с последующим обсчётом этого полномочия и компенсацией из вышестоящих бюджетов недостающих для исполнения этого полномочия сумм. Вопрос лишь в том, кто будет компенсировать недостающее? Бюджет какого уровня? Или вся надежда на возрождение вертикально интегрированного Дорожного фонда?

- Наша задача состоит в том, чтобы, рассматривая вопрос, обозначить проблемные моменты, - подытоживал Николай Девяткин. - И подготовить рекомендации по изменению нормативной базы. Я совершенно согласен, что для нас не должно быть разницы, какому уровню власти принадлежит та или иная дорога. Все дороги - это дороги для наших избирателей. Именно этим мы и будем руководствоваться, когда начнём разрабатывать и принимать положение, касающееся создания краевого Дорожного фонда. Как мы его пропишем, так и будет!

Завершив обсуждение, Консультативный совет принял решение рекомендовать правительству Пермского края:

- для сохранения действующей дорожной сети и приведения автодорог в нормативное состояние обеспечить существенный рост объемов финансирования работ по капитальному и текущему ремонту, а также содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Пермского края;

- установить приоритеты при выборе дорожных объектов, подлежащих капитальному ремонту, определить участки автомобильных дорог, требующих первоочередного ремонта с целью предотвращения возникновения и ликвидации очагов повышенной аварийности;

- осуществить мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере дорожной деятельности, за счет повышения срока службы дорожных сооружений, снижения стоимости и сокращения срока выполнения дорожных работ.

Принципы формирования краевого Дорожного фонда Консультативный совет пока обозначать не стал. Ведь соответствующая федеральная структура ещё не создана.

Николай Девяткин, председатель краевого Законодательного Собрания:

- В дорожной тематике мы движемся поэтапно. Долгие годы самым обсуждаемым вопросом были дороги, которые проходят в границах муниципалитетов и при этом исполняют функции транзитных. Они плохо содержались и плохо ремонтировались, поскольку муниципалитеты не считали их своими. Проблема неоднократно обсуждалась на площадке Законодательного Собрания и, в конце концов, была решена. Эти дороги будут переданы на баланс региона. Сейчас у нас начинается новый этап, который был озвучен на прошедшем выездном заседании Консультативного совета. Начинается борьба за качество ремонтных работ. Не сомневаюсь, что и здесь всё будет сделано правильно, с пользой для жителей региона.

Сергей Дьяков, глава города Березники:

- Люди не делят дороги по принадлежности - региональная или муниципальная. Они их делят по принципу «плохая» или «хорошая». И это правильно! Дорожная сеть Пермского края одна и, соответственно, в идеале должна быть одинаково хорошего состояния на любом отрезке любой магистрали. Для движения к этой цели муниципалитетам необходимо разработать соответствующие нормативы. Но они не будут этого делать! Потому что появление нормативов потребует для дорожной отрасли совершенно конкретного бюджетного финансирования. И муниципалитеты, учитывая ёмкость проблемы, просто не смогут исполнить бюджет.

Евгений ПЛОТНИКОВ, Звезда, №113 (31677) 


Вернуться к списку