Публикации

 

Пермский край как туристический магнит

дата публикации: 02.02.2011 00:00

Туристический поток должен проходить через Пермский край, а не обходить его стороной. Уникальная природа и интереснейшая история Прикамья - прекрасное сочетание, которое может заинтересовать многих, однако на сегодняшний день регион пока не стал туристическим центром. Как привлечь путешественников в регион? Какие препятствия стоят на этом пути? Какую роль играет краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае», нацеленная на развитие туристического потенциала Прикамья, и работает ли она вообще? Эти вопросы депутаты Законодательного Собрания обсудили в ходе выездного заседания, которое прошло в одном из наиболее притягательных для туристов городов края - Кунгуре.

Пещера - кунгурская, значение - всемирное

Прежде чем обсуждать привлекательность края для путешественников, депутаты сами примерили на себя роль туристов. Перед заседанием они обошли достопримечательности старого купеческого города как рукотворные, так и природные.

- В пещере нельзя пить, курить и громко разговаривать. Осторожно - потолки низкие, - предупредила депутатов экскурсовод Елена Колядич.

Народные избранники правил не нарушали и прошли всю туристическую тропу полностью. Заместитель председателякомитета по экономической политике и природопользованию Виктор Карповвспомнил, что в последний раз был в ледяной пещере лет тридцать назад. Тогда льда было побольше, сказал Виктор Анатольевич, но Кунгурская пещера не потеряла своей уникальности и красоты, она, безусловно, заслуживает внимания туристов.

- Это - сокровище мирового значения и придать пещере такой статус - один из главных шагов, который нужно сделать органам власти, чтобы она приобрела звучание в мировом масштабе, - уверен Виктор Карпов. - Речь идет о присвоении пещере статуса мирового наследия ЮНЕСКО. Эту работу необходимо сделать, так как известные бренды привлекают внимание к региону. Если этот статус будет получен, то это даст мощный стимул к развитию туризма в Пермском крае.

Экскурсовод Елена Колядич говорит, что пещеру знают далеко за пределами края.

- В Крыму мне довелось общаться с семейной парой. Я сказала, что приехала из Перми, так как Кунгур знают мало, и получила неожиданный ответ: «А у вас рядом есть город Кунгур, там прекрасная пещера». Представляете мою гордость, когда я им сказала, что именно там я и работаю, - смеется Елена. - Я считаю, что это уникальное создание природы, аналогов которому в России нет, обязательно нужно продвигать в ЮНЕСКО. Три года назад у нас проходил международный симпозиум по пещерам с ледяными образованиями, к нам приезжали ученые-гляциологи из 17 стран мира. Они были в восторге. А уж эти ученые пещер-то повидали!

Однако, считает экскурсовод, надо чтобы о Кунгурской пещере знало как можно больше туристов из разных стран мира. Конечно, для этого нужна мощная реклама. В этом, в частности, может помочь и статус мирового наследия. Однако необходимо менять и инфраструктуру. Ведь прежде чем посетить достопримечательность, нужно, прежде всего, до нее добраться.

- К сожалению, указателей на пути в пещеру мало, дороги не очень хорошие, и туристы жалуются на это. Говорят, что даже не все жители Кунгура могут показать дорогу к пещере, - говорит Елена. - Как минимум надо оборудовать подъезды к городу, указатели. Что касается самой пещеры, то нужно менять электрооборудование, чтобы представить ее красоты в выгодном свете. Этот вопрос сейчас прорабатывается.

Кстати, заключительным аккордом экскурсии стал короткий лазерный фильм об истории пещеры. Интересный рассказ, красивые рисунки, луч лазера, который проходит через экран и рисует замысловатые узоры на стенах пещеры, - зрелище увлекательное, интересное и современное. Такого ни в одной пещере России пока нет.

Как заметил председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры Виктор Плюснин после экскурсии по городу, интересные решения всегда привлекают особое внимание. Кунгур умеет создавать достопримечательности даже там, где их нет. Например, известный всем в крае Пуп Земли.

- Если есть желание, находятся и средства. Власти и бизнес консолидируются, и получается интересный продукт, который можно тиражировать и на другие города, - считает Виктор Плюснин.

Чем привлечь туристов

Правда, объединение власти и бизнеса на ниве развития туризма пока дается нелегко. Бизнес должен быть твердо уверен, что эта сфера станет развиваться. Тогда и только тогда он будет вкладывать деньги, зная, что сможет заработать.

По словам Виктора Карпова, современный мир мобилен, туристы предпочитают короткие путешествия, отводя на посещение одного города или региона по два-три дня.

- Для того чтобы развивался туризм, нужно, чтобы люди посещали регион не от события к событию, а постоянно. Тогда появятся гостиницы и другая инфраструктура, которая сопровождает сферу туризма. Пока не будет большого потока, на это рассчитывать трудно, - считает депутат. - Нам могут помочь два события, значимые для Пермского края. Первое - мероприятия, связанные с возможным присвоением Перми статуса «Культурная столица Европы». Туристам, которые могут приехать к нам, необходимы стимулы для посещения территории, брендовый маршрут, куда прекрасно впишется, например, Кунгур. Второе мероприятие - это чемпионат мира по футболу, который будет проходить в нашей стране. Столбовая дорога между Казанью и Екатеринбургом - это большой плюс для развития всей России и большой плюс для развития края. Например, если здесь, в Кунгуре, будет объект, имеющий всемирное значение, мы получим большой интерес к территории.

В 2008 году Кунгурская пещера стала лауреатом Всероссийского конкурса «7 чудес света» и ее посещаемость сразу же увеличилась на 40 процентов, а уж если она зазвучит во всемирном масштабе, количество посетителей точно будет больше. Тем более что, по словам главы Кунгура Романа Кокшарова, сейчас разрабатывается проект, который может сделать пещеру еще привлекательнее для туристов. В Ледяной пещере должна открыться резиденция уральских сказочных персонажей, что станет проектом-спутником другого проекта - резиденции российского Деда Мороза. Она же стала участницей еще одного проекта – «По следам Ермака», объединившего Пермский край, Свердловскую и Тюменскую области. Уже началось строительство Ермаковой деревни - музея под открытым небом. По легенде, Ермак и его войско зимовали в пещере. Амбиции у разработчиков серьезные - проект должен составить конкуренцию знаменитому «Золотому Кольцу».

- Возможно, стоит пригласить в Пермский край известного туроператора, который бы предлагал туристам со всего мира двух-, трехдневный маршрут, включающий не одну Пермь, а разные территории края с остановками в гостиницах. Если будет разработан такой базовый проект, он станет хорошим толчком к развитию территории. Пока же мы видим только отдельные объекты, - говорит Виктор Карпов.

По его мнению, перспективным является и речной круизный туризм. В России курсирует порядка ста судов вместимостью от двухсот до трехсот человек, но в Пермь заходят единичные суда. Причина - отсутствие инфраструктуры, нормальных развлечений и достойной набережной.

Впрочем, в этом году в рамках Генплана города начинается масштабная реконструкция набережной Камы, так что, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.

Как заставить программу работать

По словам заместителя председателя правительства Пермского края Марата Биматова, в 2010 году туризм был признан одним из приоритетных проектов краевого правительства как экономическая составляющая проекта «Пермь - культурная столица Европы».

Постепенно территории края включаются в развитие туризма. Если в 2009 году программы по развитию этой сферы были у 6 муниципалитетов, то сейчас - уже у 14.

В городах края создаются туристические маршруты, в частности ставший самым популярным в крае проект «Зеленая линия», реализованный в Перми. Для территорий разрабатывается сувенирная продукция, в крае установлены указатели на русском и английском языках на пути к основным его достопримечательностям.

Постепенно наполняется и информационное пространство. В 2009 году открылся Информационно-туристический центр, который помогает туристам сориентироваться в достопримечательностях края. С помощью сотрудников центра, которые свободно говорят на английском языке, иностранные и российские туристы смогут заказать и тур, и билеты на концерт, а также приобрести сувениры, путеводители и так далее. Хорошо себя зарекомендовал и официальный туристический портал www.visitperm.ru, который стал лучшим туристическим сайтом в стране в этом году. Информация на портале также размещается на двух языках. В Прикамье издается журнал Welcome to Perm, вошедший в тройку лучших СМИ о туризме в 2009 году. Регион постоянно принимает участие в туристических выставках.

С 2011 года главной целью Министерства развития предпринимательства и торговли является создание эффективной инфраструктуры управления туристическими потоками. В планах - увеличение турпотока к 2020 году до 2,5 миллиона туристов. В этом году планы поскромнее - 750 тысяч. Хотя и этих показателей, признают участники мероприятия, пока будет достичь непросто.

Основные проблемы, которые предстоит решать, обозначены в программе «Развитие туризма в Пермском крае», призванной «продвигать» туристическую отрасль. Это отсутствие и системного подхода к продвижению края как туристического региона, и системы государственного управления и регулирования туризма, в том числе и нормативно-правовой базы, и стимулирующих условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательства в сфере туризма, а также неразвитость туристской инфраструктуры (морально устаревшая база).

Участники заседания отметили, что хоть сама программа нужная и своевременная, к ее реализации нужно подходить более системно, в противном случае ни одна из перечисленных проблем решена не будет. В 2008-2009 годах реализации программы помешал мировой экономический кризис, но сейчас, когда финансовые условия несколько улучшились, объективных причин остается все меньше. Тем не менее, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края Юрий Скорняков отметил, что уровень исполнения мероприятий программы пока довольно низкий.

- За 9 месяцев 2010 года уровень освоения составил чуть меньше 30 процентов. Планируемые результаты пока не достигнуты: от привлечения средств инвесторов до создания новых рабочих мест. И сейчас ситуация не меняется, - отметил Юрий Скорняков. - В законах о бюджетах на 2009 и на 2010 годы расходы на финансирование программных мероприятий предусмотрены почти в 6 раз ниже, чем в программе. Из 28 мероприятий предусмотрено финансирование всего 17. Критериев оценки результативности мероприятий нет, поэтому невозможно оценить использование бюджетных средств.

По словам председателя Законодательного Собрания Пермского края Николая Девяткина, программа, безусловно, нужна, однако нуждается в доработке.

- Не все территории могут развивать туризм, однако всем бы этого хотелось. Тем временем нужен понятный законодательный акт, который бы определял статус туристического центра Пермского края. Что это такое? Каким требованиям он должен соответствовать? В этом случае министерство будет координатором действий всех, кто задействован в туристической отрасли. Без этого программа работать не будет, - отметил спикер ЗС.

По итогам заседания депутаты порекомендовали правительству Пермского края обратить внимание на низкий уровень освоения бюджетных средств, провести работу по оценке туристического потенциала. А также внести изменение в Закон «О целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае»в части софинансирования мероприятий муниципальных программ развития туризма, направленных на развитие инженерной инфраструктуры, установить критерии оценки результативности различных мероприятий, чтобы можно было понять, сработали предложенные меры или нет.

Марина МЕДВЕДЕВА,

Местное время, №3 (1302), 2 февраля 2011 г.


Вернуться к списку