Публикации

 

Парламент - место для контроля

дата публикации: 05.04.2011 00:00

Председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, замруководителя аппарата Госсовета Удмуртской республики Дмитрий Шмелёв, председатель Госсовета Удмуртской республики Александр Соловьев

Председатель Законодательного Собрания Пермского края Николай Девяткин, председатель Законодательного собрания Ульяновской области Борис Зотов, полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота

В санатории «Демидково» 30 марта состоялось очередное заседание Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ, на котором спикеры и главные федеральные инспекторы от 14 регионов Приволжского округа поговорили о путях развития информационного общества, а также о том, как улучшить механизм парламентского контроля за исполнением региональных законов. Состоявшийся разговор показал, что совершенствование работы в обеих сферах возможно только благодаря совместным усилиям.

«Система контроля за исполнением принимаемых законов в Пермском крае складывалась на протяжении многих лет и сегодня подкреплена мощной законодательной базой», - начал своё выступление на заседании ассоциации один из основных докладчиков, председатель краевого Законодательного Собрания Николай Девяткин. - В начале 2ООО-х годов родилась идея осуществлять ревизию законопроектов на этапе захождения документов в стены парламента. С этой целью спустя год в структуре Законодательного Собрания было создано управление аналитической и законотворческой деятельности, затем - государственно-правовое управление. Таким образом, перед принятием закона в первом чтении в руках депутата оказывается целый пакет документов, позволяющий оценить степень проработанности и актуальности проекта будущего закона».

Контролировать исполнение уже принятых законов депутаты могут по-разному, отметил Девяткин. Эффективным, по его словам, стало заслушивание информации на выездных заседаниях парламентских комитетов (по бюджетной и налоговой политике, по экономической политике и природопользованию, по социальной политике, по государственной политике и местному самоуправлению, по развитию территорий и общественной инфраструктуры) и на выездных заседаниях Консультативного совета. Заседания каждого комитета проводятся не реже двух раз в год, заседание Консультативного совета - не реже одного раза в квартал.

Организация выездных контрольных мероприятий, комитетов и Консультативного совета во многом схожа, поделился опытом с коллегами спикер краевого парламента. Для начала профильный комитет принимает решение о том, чтобы поставить тот или иной закон на контроль, затем это решение подкрепляется постановлением Законодательного Собрания.

Для того чтобы на месте была получена объективная картина происходящего, депутаты получают всю информацию от юристов, аналитиков и краевых ревизоров, а также заслушивают доклады руководителей профильных ведомств краевого правительства и руководителей муниципалитетов. Помимо этого, депутаты посещают школы, больницы, объекты капитального строительства - в зависимости от тематики заседания. После обсуждения проблемы разрабатывается проект решения, исполнение которого затем чётко контролируется профильным комитетом.

Такая, казалось бы, непростая схема позволяет реально контролировать реализацию краевых законов, уверен Николай Девяткин.

В прошлом году на контроле в краевом Законодательном Собрании находилось 164 постановления, было снято с контроля 106 постановлений (64,6 %), при этом продолжали оставаться на контроле на конец года 58 постановлений (35,4 %), продемонстрировал ситуацию на цифрах пермский спикер.

Особо контролируется закон о бюджете Пермского края, сообщил Девяткин. Краевая контрольно-счётная палата осуществляет предварительный и текущий контроль, а по итогам исполнения бюджета заслушивается отчёт краевого министерства финансов, который также сопровождается заключением ревизоров.

«Соблюдению бюджетного законодательства посвящены многие выездные заседания, - поведал спикер. - Край передал полностью на муниципальный уровень транспортный налог, а также закрепил за муниципалами 70 % налога на имущество организаций и 15 % НДФЛ. В городе Чусовом мы провели выездное заседание, проанализировали влияние закреплённых за территориями налогов на уровень бюджетной обеспеченности и пришли к выводу о правильности выбранной политики».

Привычной формой контроля в Законодательном Собрании также стало создание постоянно действующих рабочих групп. Например, рабочие группы создавались при обсуждении ставок транспортного налога и по доработке регионального закона о монетизации льгот, принятого в прошлом году.

«Последовала непростая реакция льготников на механизм реализации закона о монетизации льгот в жилищно-коммунальной сфере, поэтому рабочая группа провела шесть заседаний, обсудила проблему вместе с представителями правозащитных организаций, и по её рекомендациям дополнительно из краевого бюджета было выделено 256 млн руб.»,

- продемонстрировал на примере эффективность этой формы контроля Девяткин.

Важную роль в осуществлении контрольной деятельности Законодательного Собрания играет созданный в 2ООО году Совет представительных органов муниципальных образований Пермского края. Его участие в реализации контрольных полномочий парламента осуществляется прежде всего через рассмотрение на его заседаниях и заседаниях комиссий рекомендаций, которые даны совету в том или ином постановлении парламента по итогам контроля за исполнением законов.

В 2009 году в структуре Законодательного Собрания появилась постоянная депутатская комиссия по проверке законопроектов на наличие коррупциогенных факторов. «Её заключение является основным условием для рассмотрения проекта закона в первом чтении», - пояснил Девяткин. Традиционно важной формой контрольной деятельности Законодательного Собрания, также работающей по принципу «обратной связи», является работа с обращениями граждан.

«Все они направляются в соответствующие органы или должностным лицам, если же поступают предложения по изменению законодательства - то в управление аналитической деятельности, - рассказал Николай Девяткин. - Например, в прошлом году к депутатам обратились несколько врачей из территорий с просьбой уравнять льготы медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере со льготами, предоставляемыми работникам образования на селе. В результате эта проблема была законодательно урегулирована».

Вся информация о проведённых контрольных мероприятиях размещается в СМИ, заключил спикер. Например, выходят информационно-аналитические телевизионные программы «Пермский парламент» (ГТРК «Пермь»), «В коридорах власти» (ТК «Ветта»), «Параллели» (ГК «Рифей-Пермь), «На повестке дня» (ТРК «Урал-Информ ТВ») и другие.

Председатель Законодательного Собрания Пензенской области Александр Гуляков в качестве пожелания высказал предложение по созданию в субъектах института парламентских расследований.

«Бывают такие ситуации, когда то или иное должностное лицо либо бездействует, либо подозревается во взяточничестве, но формальных оснований для проверки правоохранительными органами нет, а общественность при этом требует вмешаться», - пояснил он логику создания новой структуры.

Вместе с тем Гуляков обратил внимание коллег на некоторые существующие коллизии в федеральном законодательстве, которые так или иначе могут ослабить формы парламентского контроля. К их числу спикер отнёс положение в законе «О контрольно-счётной палате», в соответствии с которым кандидатуры на пост председателей этой структуры предлагаются губернаторами.

«Главной задачей контрольно-счётных палат остаётся контроль за финансовыми потоками субъекта, а ими распоряжается в основном правительство и высшее должностное лицо - губернатор, - пояснил свою точку зрения Гуляков. - И предоставление права губернаторам предлагать кандидатов на эту должность может существенно снизить независимость этого органа».

Наконец, по словам Александра Гулякова, было бы неплохо, если бы перед парламентом отчитывались руководители территориальных федеральных структур.

«К великому сожалению, сегодня у нас этих полномочий нет, - посетовал спикер из Пензы. - Закон «О полиции» сделал обязательной отчётность перед депутатами руководителей ГУВД. А почему бы не ввести подобную форму отчётности руководителями налоговых инспекций, службы судебных приставов? К ним тоже накопилось много претензий! Предлагаю эти соображения проработать и включить это в федеральный проект закона о парламентском контроле. Это усилит веру населения в то, что они являются реальными носителями власти!»

Помощник полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Косой остановился в своём докладе на другой важной теме - проблемах развития информационного общества в регионах. Пока что, по словам докладчика, не все субъекты считают это направление для работы приоритетным, поэтому уровень развития информационного общества везде разный. Лишь в нескольких субъектах проводится работа по созданию «единой архитектуры электронного правительства».

Одним из «тормозов», полагает Косой, выступает низкая компетентность в вопросах информатизации как руководителей, так и работников органов управления и бюджетных организаций.

«Пока что не отвечает принципам системности организация работы органов исполнительной власти, отвечающих за информатизацию в регионах, - сделал вывод Косой. - В прошлом году не удалось создать целостную систему мониторинга всех показателей, предусмотренных стратегией развития информационного общества в России. Значительная доля бюджетных расходов на информатизацию не осуществляется программно-целевым методом».

Решением проблемы, уверен Михаил Косой, может стать утверждение в регионах трёхлетних планов по развитию информационного общества с ежегодным опубликованием отчётов, а также взаимоувязка планов по формированию электронного правительства с другими региональными программами по предоставлению услуг населению.

Своё мнение к обозначенной проблеме поспешил высказать губернатор Олег Чиркунов.

«Сегодня нужно многое сделать примерно в трёх направлениях: создать документооборот собственной деятельности, порталы государственных услуг и всё, что связано с электронной картой, но каждому отдельно взятому региону все эти три направления сразу не «поднять», - уверен губернатор Пермского края. - При этом общее развитие информационного поля таково, что уже нет ничего, что делается специально для какого-то клиента. Пермский край и Татарстан разработали электронный журнал для школьников. После этого я разослал каждому губернатору в стране письма с предложением присоединиться. Никто не пришёл! Нам нужно договариваться, пусть Татарстан тратит средства на электронные услуги, мы разработали электронную запись к врачу, школьный дневник и знаем, как запустить систему электронного документооборота».

Присутствующий на заседании ассоциации депутат Госдумы Михаил Гришанков заверил коллег, что сегодня эта проблема также активно обсуждается на уровне Федерации, и поддержал предложение Чиркунова по тиражированию наиболее успешных информационных продуктов. 

 Новый компаньон,

№12 (643), 5 апреля 2011 г.)


Вернуться к списку