Публикации

 

Пермские примеры

дата публикации: 08.04.2011 00:00

В мероприятии приняли участие четырнадцать спикеров региональных парламентов, полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, губернатор Прикамья Олег Чиркунов, депутаты Госдумы, главные федеральные инспекторы, депутаты Законодательного Собрания Пермского края, а также многочисленные гости и приглашённые.

В повестке дня значилось два вопроса, каждый из которых вызвал серьёзную дискуссию. Так, во время обсуждения темы, посвящённой реализации контрольных полномочий законодательными органами государственной власти, участники заседания намеревались понять, все ли формы парламентского контроля используются в регионах? И почему этот контроль существует только в регионах, а на федеральном уровне принятие соответствующего закона тормозится уже четыре года?

А во время обсуждения темы «Развитие информационного общества в регионах Приволжского федерального округа» участники пытались выяснить, намерена ли федеральная власть помогать территориям в реализации «электронных» проектов? И кто скооперирует регионы, чтобы не тратить бюджетные деньги на разработку, к примеру, одного и того же программного продукта для каждой территории? При этом рассмотрение обоих вопросов повестки заседания проходило на примерах Пермского края, чей опыт было предложено использовать и тиражировать.

От простого к сложному

Тема «парламентского контроля» является актуальной уже второй десяток лет. И не только потому, что ещё в 1999 году был принят Федеральный закон №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который наделил законодателей полномочиями по контролю за соблюдением и исполнением регионального законодательства. Но ещё и потому, что до сих пор в обществе превалирует правовой нигилизм, суть которого сводится к известной поговорке про «закон, что дышло» и про необязательность соблюдения законодательства.

Заставить закон работать, добиться, чтобы закон был справедлив и социален - вот, пожалуй, самая краткая характеристика сути парламентского контроля. И то, что основным докладчиком по этому вопросу был заявлен Николай Девяткин, председатель Законодательного Собрания Пермского края, во многом показательно. Ведь на территории Приволжского федерального округа именно Прикамье стало пионером в вопросах исполнения парламентом контрольных полномочий. И именно Пермский край продвинулся здесь дальше других.

Как подчеркнул Николай Девяткин, эта работа началась в 2ООО году. Тогда был введён в практику «первичный» контроль: управление аналитической и законотворческой деятельностью аппарата Законодательное Собрание стало готовить аналитические записки в преддверии рассмотрения и принятия того или иного закона. Но анализом результативности принимаемых нормативных документов, мониторингом социальных последствий от внедрения законодательных новшеств парламентарии в то время ещё не занимались.

- Работа шла поэтапно, - рассказывал Николай Андреевич. - От простого к сложному. Сначала подготовка аналитических записок. Годом позже - принятие закона «О контроле за исполнением законов Пермской области», создание отдела организации контроля, заслушивание информации по исполнению законов на комитетах и пленарных заседаниях. В 2002 году мы начали проводить выездные заседания консультативного совета и парламентских комитетов для контроля за исполнением законов. В 2005 году мы внедрили электронный паспорт закона и стали создавать постоянно действующие рабочие группы для контроля за реализацией отдельных социально значимых законов. Впоследствии велась большая работа по информатизации контрольных функций парламента, которая реализовывалась на базе портала Законодательного Собрания.

ПРИВЛЕКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Пожалуй, переломным моментом в становлении парламентского контроля в Пермском крае стал 2005 год. В тот период в стране шла реформа местного самоуправления, началась монетизация льгот. И поскольку все эти реформы имели много подводных камней, неоднозначно воспринимались населением и вызывали социальные недовольства на местах, Законодательным Собранием было принято решение о создании постоянно действующих рабочих групп по мониторингу реализации отдельных законов. В эти группы входили не только депутаты и члены регионального правительства, но и представители ветеранских организаций, активисты профсоюзов, правозащитники и многие другие представители гражданского общества.

Весьма показательной была ситуация с реализацией Закона о монетизации льгот в жилищно-коммунальной сфере. Поскольку льготники восприняли новшество в штыки и отнеслись к нему сугубо отрицательно, то было принято решение создать соответствующую рабочую группу. Причём в парламенте изначально говорилось о том, что группа будет трудиться до тех пор, пока не исчезнет последний недовольный. И хотя скептиков среди общественников хватало и многие из них считали, что группа создана для отвода глаз и ничего не изменит, но время всё расставило по своим местам. Никто никого не обманул. Рабочая группа провела шесть заседаний. И по её рекомендациям были внесены соответствующие поправки в региональное законодательство, а из бюджета на эти цели было выделено дополнительно 256 миллионов рублей.

Нынешний этап парламентского контроля в Пермском крае заключается не только во внедрении новой «оболочки» - работе с порталом и

наполнении его документами в электронном виде, с которыми может ознакомиться любой пользователь Интернета. Продолжен курс по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Создана депутатская комиссия по противодействию коррупции, которая проверяет разработанные законопроекты на наличие коррупциогенных факторов. Подготовленные ею заключения являются основным условием для рассмотрения закона в первом чтении.

Также в прошлом году было принято ещё одно важное решение. На одном из пленарных заседаний депутаты задались вопросом, обязан ли губернатор отчитываться перед народными избранниками? Решили, что обязан, ведь хотя кандидатура главы региона и представляется Президентом страны, но утверждается Законодательным Собранием. А посему были внесены изменения в Устав Пермского края, где содержатся требования по ежегодному отчёту губернатора перед парламентариями. И это тоже одна из форм контроля над исполнительной властью.

- У пермских законодателей интересный опыт и есть, чему поучиться, - комментировал доклад Борис Зотов, координатор Ассоциации законодательных органов госвласти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, председатель Законодательного Собрания Ульяновской области. - И к этим инициативам нужно относиться с пониманием. Никто не требует следить за каждым шагом губернатора и видеть в любых его начинаниях коррупцию и прочие неблаговидные вещи. Но в разумных пределах парламентский контроль за работой исполнительной власти просто необходим.

УРОК ДЛЯ ФЕДЕРАЛОВ

Надо сказать, что в своём докладе Николай Девяткин акцентировал внимание не только на опыте Пермского края. Он презентовал тему контрольных полномочий более широко. В частности заметил, что если в субъектах Федерации такая работа давно начата, идёт и совершенствуется, то на федеральном уровне ничего подобного нет! До сих пор не принят Федеральный закон «О парламентском контроле». Именно поэтому он предложил создать на базе Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа рабочую группу по разработке такого закона. А затем начать консультации с Советом Федерации, чтобы там этому документу дали ход.

Предложение пермских законодателей было дополнено достаточно конструктивным выступлением Александра Гулякова, председателя Законодательного Собрания Пензенской области. Он заметил, что дискуссии, касающиеся парламентского контроля, чаще всего идут в отношении внутренних форм, но не касаются внешних. И предложил создать институт парламентских расследований. Мол, бывают ситуации, когда иные чиновники подозреваются в коррупции и общественность требует вмешательства с обязательным наказанием виновных. А у правоохранителей формальных оснований для проверки нет. Что мешает представительному органу инициировать такие проверки?

Неподдельный интерес вызвали и дебаты в отношении новой редакции закона «О контрольно-счётных органах». Их главной задачей является контроль за финансовыми потоками в регионе, которыми распоряжаются губернатор и правительство. В то же время губернаторам, согласно положениям закона, предоставлена возможность предлагать кандидатов на должность руководителя Контрольно-счётной палаты. И это, по мнению участников заседания, неправильно! Такой подход снизит независимость контрольно-счётного органа и эффективность его работы.

Согласились законодатели и с прозвучавшим предложением, чтобы перед парламентом отчитывались территориальные руководители федеральных структур. Ведь, к примеру, с принятием Федерального закона «О полиции» у руководителей ГУВД появилась обязанность отчитываться перед депутатами о своей работе. То же самое нужно практиковать в отношении и руководителей налоговых инспекций, и службы судебных приставов, и прочих контролирующих и надзорных органов, к которым у народных избранников давно накопилась масса претензий.

Дискуссии были подкреплены достаточно эмоциональной репликой Виктора Сазонова, председателя Самарской губернской думы. Он напомнил, что региональные парламенты - это единственные органы госвласти, которые избраны народом. И в сегодняшних условиях, когда федеральное законодательство имеет ярко выраженный крен в сторону исполнительной ветви власти, реализовывать те или иные обязательства по отношению к избирателям становится всё сложнее. Ведь теперь, с принятием новой редакции Бюджетного кодекса, даже целевые программы разрабатываются и утверждаются не депутатским корпусом, а региональными правительствами. Поэтому у народных избранников едва ли не единственным реальным рычагом влияния на принимаемые решения остаётся парламентский контроль.

- Мы понимаем важность законопроекта «О парламентском контроле», - соглашался с выступающими депутат Госдумы Михаил Гришанков. - И готовы поддержать эту инициативу. Да, есть варианты законопроекта в Госдуме. Но есть и очень мощное сопротивление, которое исходит сами знаете от кого. Я вам отправлю материалы парламентских слушаний по этой проблеме. Мы встретим много камней на своём пути, но надо идти...

Из полемики стало ясно, что региональные законодатели никаких «камней» в своих территориях не встречают. Поэтапно движутся в сторону «прозрачности» власти, в сторону налаживания дальнейшего контроля за исполнением законов, за эффективным использованием казённых средств. И, конечно же, Ассоциация создаст рабочую группу для подготовки закона «О парламентском контроле» и направит свои наработки федеральным сенаторам и законодателям. Но будет ли этот закон рассмотрен? Не положат ли его в очередной раз «под сукно»? И не разделит ли он судьбу тех девяти поправок к монетизационному закону, которые в своё время были подготовлены Законодательным Собранием Пермского края? Ведь ни одну из них Госдума так и не рассмотрела.

Чтобы не изобретать велосипед

Проблемам развития информационного общества и использования информационных технологий в государственном управлении был посвящён доклад Михаила Косого, помощника полпреда Президента в Приволжском федеральном округе. Он рассказал, что большинство вопросов в этой сфере связано отнюдь не с техническими проблемами, а с кадрами. Ведь чиновники, невзирая на увещевания главы государства о скорейшем переходе на новые «электронные» формы работы, осваивать информационные технологии не спешат. Поэтому задачей данного совещания Михаил Григорьевич считал обмен опытом и дальнейшую достройку «электронного дома».

Заметим, что докладчик достаточно аргументированно связывал отсутствие новых форм работы с наличием серьёзных проблем в обществе. Так, он задался вопросом, почему семья не хочет заводить второго ребёнка? «Да потому, что в поликлиниках огромные очереди, - пояснял Михаил Косой. - Намучившись в очередях с одним ребёнком, они не хотят рожать второго». И выходом здесь мог бы стать проект «Электронная регистратура», которая позволяет людям записываться на приём к врачу, не выходя из дома. К примеру, делая это через Интернет. Таким же образом можно организовать аптечное обслуживание, контроль за успеваемостью детей в школе и многое другое.

Жителям Пермского края данные новшества хорошо известны. Ведь наш регион одним из первых стал внедрять проект «Электронная регистратура», который, пусть и не без проблем, но уже зарекомендовал себя и реально облегчает возможность записаться к врачу на приём. И проект электронный «Школьный дневник» в Перми тоже реализован и позволяет родителям отслеживать успеваемость и поведение школьника, что называется, в режиме on-line.

А по внедрению информационных технологий в сферу госуправления нашему региону в пределах Приволжья, похоже, вообще нет равных. Ведь в Прикамье успешно реализуются проекты «Электронное правительство Пермского края», «Электронный паспорт Закона Пермского края», «Информационная система контроля принятия представительными органами муниципальных районов (городских округов) нормативных правовых актов в развитие законов Российской Федерации и Пермского края» и множество других «электронных» инициатив. И именно поэтому к небольшому выступлению губернатора Прикамья Олега Чиркунова участники заседания отнеслись весьма заинтересованно.

- Тема задела за живое, - начал Олег Анатольевич. - Мы действительно находимся в странном формате. Каждому региону надо многое сделать сразу в трёх направлениях: создать электронный документооборот собственной деятельности, порталы государственных услуг и всё, что связано с электронной картой. Уже нет ничего, что делается специально под клиента. Есть типовые решения! И мы, и Татарстан разработали электронный журнал для школьников. Одинаковая платформа. Одинаковые расценки. Одна и та же фирма. Взяли деньги и с нас, и с Татарстана. И я писал руководителям субъектов, чтобы присоединялись либо к нам, либо к Татарстану. Но ответов так и не получил...

Поэтому Олег Чиркунов, который считает, что в одиночку ни один из регионов самостоятельно все три направления не осилит, предложил своего рода кооперацию. Чтобы каждый регион взял на себя разработку таких электронных продуктов, в которых он продвинулся дальше других. И чтобы впоследствии регионы смогли обменяться наработками либо присоединиться к ним, дабы не платить деньги за неоднократно разработанный продукт и не изобретать велосипед. Координировать эту работу он предложил полпреду Григорию Рапоте, с чем тот согласился. Соответствующий пункт был включен в проект резолюции заседания Ассоциации и получил единогласную поддержку.

Координатор Ассоциации законодателей Борис Зотов, полпред Президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, губернатор Прикамья Олег Чиркунов и председатель Законодательного Собрания Пермского края Николай Девяткин на итоговой пресс-конференции

Григорий Рапота

Полпред президента в Приволжском ФО

Сегодня рассматривались два очень важных вопроса. Это внедрение информационных технологий в управленческую деятельность: электронное правительство и электронный документооборот. И это контрольные функции наших региональных законодателей, их усиление и совершенствование. Это интересные темы, вызвавшие оживлённую дискуссию у членов Ассоциации. Оцениваю совещание положительно, потому что выработаны конкретные решения и в том, и в другом вопросе. Мы вышли на осознание тех нерешённых задач, которые носят технологический и организационный характер. И в этом смысле Ассоциация даст новый толчок к совершенствованию деятельности законодательных и исполнительных органов власти, поскольку речь шла об их взаимодействии.

Николай Девяткин

Председатель ЗС Пермского края

На заседании достаточно серьёзно и на высоком уровне прошло обсуждение вопросов, связанных с развитием парламентского контроля. Участники поняли, что любое контрольное мероприятие должно служить одной цели - достигли ли мы того, чего предполагали достичь, принимая тот или иной закон. Аналитическая записка при принятии закона в первом чтении как раз определяет такие вопросы. Первый вопрос: нужен ли закон? Второй: подкреплён ли он финансовыми ресурсами? Третий: а что же он решит? Поэтому мы должны выстроить систему контроля так, чтобы можно было ответить на эти три вопроса. Если все ответы положительные, значит, мы поработали не вхолостую. И решаем насущные проблемы как всей экономики, так и каждого отдельно взятого жителя Пермского края.

Олег Чиркунов

Губернатор Пермского края

Электронное правительство - это такой широкий вопрос, где ни один субъект Федерации не может сказать, что он сделал всё. У каждого есть какая-то частичка. Мы свою частичку отработали. Это и система электронного документооборота, и портал «Электронный дневник», и запись к врачу. Мы заинтересованы в тиражировании своего опыта. Для нас очень важно, чтобы другие субъекты Федерации этот наш продукт брали. Иначе получится, что мы затратили деньги, а другие субъекты будут повторно тратиться на то же самое. Мы в свою очередь заинтересованы в том, чтобы коллеги тоже что-то нам предложили из того, что они разработали. Чтобы и мы не тратили ресурсы понапрасну. Я думаю, что такой обмен информацией позволит сократить немалые расходы и на разработку, и на эксплуатацию систем.

Евгений Плотников, Владимир Соловьев,

Звезда, №38 (31752)


Вернуться к списку