Публикации

 

Уметь жить вместе

дата публикации: 03.06.2011 00:00

На прошлой неделе Консультативный совет краевого Законодательного собрания провёл выездное заседание в Октябрьском районе. Актуальность заявленной темы, связанной с исполнением Закона «О краевой целевой программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы», вызвала неподдельный интерес со стороны депутатского корпуса. Ведь в нашем регионе проживают более 120 национальностей. Нормальные отношения между ними являются залогом социальной стабильности в обществе, способствуют комфортному проживанию в Прикамье всех этносов и народов. Учитывая значимость темы, в ней приняли участие краевые парламентарии, члены правительства, главы и председатели представительных органов муниципальных районов, а также многочисленные гости и приглашённые.

В первой половине дня участники заседания, разделившись на две группы, знакомились с практикой исполнения программы. Причём одна группа посетила общественную организацию «Центр славянской культуры», работающую в посёлке Сарс. А другая - общественную организацию «Татаро-башкирский общественный центр», расположенную в селе Енапаево. При этом участники заседания убедились, что эти две общественные организации, созданные для сохранения и поддержания национальной самобытности местного населения, влияют на национальную политику всего Октябрьского района. Поэтому во второй половине дня, в рамках пленарной части, они пытались выяснить, насколько краевая программа помогает муниципалитетам в деле налаживания межнациональных отношений? Что сами главы районов и поселений хотели бы видеть в краевой программе? И какой помощи они ждут от региональных властей, чтобы многонациональные посёлки, сёла и деревни продолжали жить в мире и согласии?

НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

Октябрьский район в качестве площадки для анализа исполнения программы был выбран отнюдь не случайно. Ведь на его территории проживает 38 национальностей: почти шестьдесят процентов русских, около тридцати пяти - татар, чуть больше двух - башкир, один процент марийцев, а также эстонцы, цыгане и так далее. При таком винегрете наций и народностей здесь в обозримом прошлом не случилось ни одного конфликта с этническими корнями. Что и позволяет считать данный муниципалитет в чём-то даже эталонным как по сложившимся добрососедским отношениям между людьми разных национальностей и вероисповеданий, так и по роли местных властей в развитии этих отношений.

Роль районных властей здесь действительно велика, поскольку именно она несёт на себе финансовое бремя по содержанию этих организаций. И жизнь в них кипит, в чём убедились участники выездного заседания. Так, в «Центре славянской культуры» их встречали хлебом-солью, русскими народными песнями и игрой на ложках. А в «Татаро-башкирском центре» угощали чак-чаком, потчевали национальными танцами и песнями. Небольшой номер художественной самодеятельности исполнили даже воспитанники местного детского сада.

Заметим, что «Татаро-башкирский центр», расположенный в татарском селе Енапаево, находится под крышей местной общеобразовательной школы. В связи с оптимизационными процессами школа приютила и Дом культуры, и детский сад, и библиотеку, и фельдшерско-акушерский пункт. И поэтому вся культурная и социальная жизнь села сосредоточена именно здесь, а успехи и проблемы, что называется, лежат на поверхности. Так, при посещении детского сада, в который сегодня ходят пятнадцать разновозрастных мальчиков и девочек, у Юрия Ёлохова, председателя комитета по госполитике и местному самоуправлению краевого Законодательного собрания, возник вопрос:

- А дети здесь из татарских семей? Или из русских есть тоже? И какой язык в детском саду главный?

- К нам водят детей из разных семей, - отвечала заведующая детским садом. - И мы учим оба языка. Они говорят и по-татарски, и по-русски. То есть понимают друг друга.

Дети рассказали гостям несколько стихотворений как на татарском, так и на русском языках.

А вот о библиотеке у участников выездного заседания сложилось менее благоприятное впечатление. Заведующая рассказала, что национальные фонды давно не обновлялись. Новые книги на татарском языке в библиотеку не поступают. Более того, на сегодняшний день здесь нет даже периодики - не приходит ни одна газета на татарском языке. Что, конечно же, не самым лучшим образом сказывается на сохранении языковых традиций.

- В чём причина? - интересовался Игорь Пап-ков, заместитель председателя краевого Законодательного собрания. - Неужели сложно на базе районной газеты организовать выпуск приложения на татарском языке?

- Пробовали, - отвечала заведующая. - Но население не поддержало районную газету дополнительной подпиской. И от этой идеи отказались.

А вот на небольшом совещании в помещении «Татаро-башкирского центра» разговор получился ещё серьёзнее. Рациль Башаров, глава Енапаевского сельского поселения, рассказал, что, несмотря на обилие мероприятий, которые проводятся центром, из краевого бюджета в рамках региональной программы за два года поступило всего 8 тысяч рублей. При этом проблемы, которые ставят под вопрос сохранение национальной самобытности в поселении, весьма остры. К примеру, сдача ЕГЭ, которая не подразумевает, что школьник может думать на татарском языке. Или то, что переподготовка муниципальных служащих совсем не учитывает национальный аспект.

ОСТАТОЧНЫЙ ПРИНЦИП Пленарную часть выездного заседания, исходя из традиций, открыл глава Октябрьского района Георгий Поезжаев. Он достаточно подробно рассказал о том, сколько мероприятий в территории проводится в рамках реализации национальной политики. Их действительно не перечесть. Однако база для их подготовки и проведения оставляет желать лучшего. Ведь на одиннадцать татарских сёл и деревень приходится всего два капитальных здания, в которых можно заниматься поддержкой национальных культур.

Не сказал Георгий Васильевич ничего хорошего и про Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы. Территория за два года получила «в деньгах» только 10 тысяч рублей на издание книги «Хлеб-батюшка. Хлеб в традиционной культуре народов Октябрьского района». Всё остальное - восемь публикаций про район в краевой газете на татарском языке «Халык чишмэсэ», которую никто в территории не видел, шесть материалов в программах краевого радио «Кардэшлэр», которые здесь никто не слышал, а также всевозможные «круглые столы» и семинары краевого уровня - вряд ли хоть чем-то способствует развитию национальных отношений в районе.

И понять лёгкий скепсис Георгия Поезжаева можно. Ведь из районного бюджета на содержание двух базовых общественных организаций за два последних года в рамках местной программы было выделено почти триста тысяч рублей. По словам главы, и «Центр славянской культуры», и «Татаро-башкирский общественный центр» ведут очень серьёзную работу, благодаря которой в районе решена главная задача – недопущение национальной розни и экстремизма. При этом краевые власти вместо того, чтобы решить проблему финансирования этих организаций через региональную программу, постоянно «бьют по рукам»: минфин бесконечно предупреждает, что финансирование общественных организаций дотационными муниципалитетами - это нецелевое использование бюджетных средств.

Впрочем, в такой ситуации, при которой территории были вынуждены решать проблемы за свой счёт, оказались все районы. Ведь, как рассказала Раиса Щукина, представитель администрации губернатора (исполнитель региональной программы), данная программа в 2009 и 2010 годах была профинансирована в среднем на 42 процента от потребности. На её реализацию вместо почти 24 миллионов рублей было направлено немногим больше 10 миллионов. Сокращение финансирования было связано с мировым финансовым кризисом и, как следствие, проблемами с наполнением краевого бюджета.

Но даже если бы региональная программа была профинансирована в полном объёме, то сомнительно, что она смогла бы удовлетворить пожелания глав. Ведь по сути дела программа предусматривает лишь масштабные траты на различные фестивали, форумы, «круглые столы» и семинары, а также их не менее масштабное освещение в различных СМИ. Как уточнила Раиса Щукина, никаких капитальных вложений в развитие национальной инфраструктуры, никаких финансирований многочисленных общественных организаций она не предусматривает.

Однако, несмотря на «остаточный принцип» финансирования, у программы хорошие показатели эффективности. Увеличивается доля населения, отмечающего отсутствие социальных конфликтов на почве межэтнических отношений. Увеличивается доля граждан, удовлетворённых имеющимися возможностями реализации своих национальных потребностей. Причём показатели здесь уже сейчас выше тех, которые необходимо было достигнуть при полноценном финансировании.

ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ СЛЕД Иллюзий по поводу «успехов и достижений» в реализации программы ни у кого из участников выездного заседания не было. Что особенно проявилось во время обмена мнениями. Так Виктор Плюснин, председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры краевого Законодательного собрания, довольно чётко подметил, что высокие показатели связаны отнюдь не с отличной работой исполнителей, а, скорее, со сложившимися взаимоотношениями между людьми.

Да, тема непростая, - полемизировал Виктор Борисович. - Сложилось ощущение, что программа работает сама по себе, а люди живут сами по себе. И высокие показатели в её реализации основаны на позиции населения, которое хочет сохранить свои добрососедские отношения вне зависимости от национальной принадлежности.

А вот вице-спикер Игорь Папков обратил внимание на некоторые методологические аспекты. Мол, во время докладов часто звучало, что программа - это инструмент для достижения целей. Но, по словам Игоря Валентиновича, если это даже и инструмент, то шестерёнок он в нём так и не увидел. Ведь нужна постоянная работа с населением. Вроде бы работа идёт, но она «не оставляет после себя никаких следов».

Ещё жёстче выступил председатель Законодательного собрания Николай Девяткин:

- Итоги, которые мы видим в документах, говорят о высокой результативности и высокой эффективности исполнения программы. Но когда мы были в Сарсе и общались с местным активом, то поняли, что даже если бы региональной программы не было, то ситуация там была бы точно такой же. Они живут своими традициями и наработками. Поэтому проблема нашей региональной программы ещё и в том, что не прослеживается связь проделанных мероприятий с территориями. И я считаю, что в программу нужно вовлекать каждый район, каждое поселение. Чтобы на каждом уровне были приняты соответствующие программы, которые бы работали в едином ключе. Тогда эффективность исполнения закона будет на порядок, а то и два выше.

Замечание Николая Андреевича по поводу участия муниципалитетов в программе было уместным. Ведь, как выяснилось, пожелали сделать заявки на финансирование тех или иных мероприятий через региональную программу только 18 территорий. Видимо, остальные по каким-то причинам просто не хотят разрабатывать собственные нормативные акты. Именно поэтому в решение Консультативного совета был внесён пункт, рекомендующий руководителям муниципальных районов и городских округов в срок до 1 ноября текущего года разработать и принять программы поддержки и развития национальных культур, гармонизации национальных отношений. Также им предложено создать координационные совещательные органы по национальным вопросам.

Поскольку на выездном заседании было много нареканий по поводу слабого финансирования программы, то в решение совета были включены и рекомендации для администрации губернатора Пермского края. Ей рекомендовано внести изменения в программу, принять меры по её обеспечению бюджетным финансированием в полном объёме, а также оценить возможность привлечения внебюджетных источников финансирования и, соответственно, скорректировать объемы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств.

Но эти рекомендации, вероятнее всего, не последние. И дискуссии вокруг того, какой должна быть программа гармонизации национальных отношений, наверняка продолжатся и в стенах парламента, и в кабинетах администрации губернатора, и на местах. Ведь хотя закон и подвергся серьёзной критике, но вряд ли его можно назвать плохим. Просто со времён разработки первой такой программы, а это было в 1993 году, ситуация в регионе кардинально изменилась. Масштабная миграция из стран ближнего зарубежья, усиление национальной самоидентификации, конфликты на национальной почве типа карагайского. И возникающие здесь проблемы одними фестивалями и праздниками не решить. Нужны новые подходы, адекватные вызовам времени.

В посёлке Сарс прозвучало мнение, что если бы даже региональной программы не было, то ничего бы там не изменилось. Местное население, вне зависимости от национальности, и так живёт дружно. Это так?

Георгий ПОЕЗЖАЕВ, глава Октябрьского муниципального района

- У этой дружбы глубокие корни. Работа по гармонизации межнациональных отношений в нашем районе велась ещё со времён советской власти и никогда не прекращалась. Мы и сегодня работаем в этой теме где-то по инерции, по той системе, которая когда-то была сформирована. Потому что понимаем и осознаём, что если не будем ставить во главу угла тему межнациональных отношений, то рискуем допустить резонансную конфликтную ситуацию. Поэтому, безусловно, даже если бы не было региональной программы, мы бы действовали в традиционном ключе и всегда находили ресурсы для того, чтобы у нас эти отношения сохранялись. Хотя я считаю, что должны быть и краевая, и муниципальные программы гармонизации межнациональных отношений. Они должны быть взаимосвязаны и взаимопонимаемы.

Основное внимание в программе уделяется татарам, башкирам, марийцам, коми-пермякам и прочим национальностям. А как быть с русскими?

Юрий ЁЛОХОВ, председатель комитета по госполитике и местному самоуправлению краевого ЗС

- Эта программа не о марийцах, не о коми-пермяках и не о башкирах. Это программа отношений между нами всеми. И там нет такого подхода, что если, мол, вы не русские, то вам дадут больше денег. Такого нет, не должно быть и не может быть! Просто есть некоторые направления деятельности человека, где, вне всякого сомнения, дополнительные средства выделять необходимо. В частности, если вы живёте в татарском селе и руководите там администрацией, то очень было бы вам неплохо где-то поучиться с учётом национальных особенностей. Для этого стоит поехать, к примеру, в Казань. В то же время русское общество у нас есть. И некоторая часть финансирования для него тоже предусмотрена.

Глава Октябрьского района в своём докладе указал, что у него в администрации нет ни татар, ни башкир. И сказал, что это неправильно. А какой национальный состав в краевом Законодательном собрании?

Николай ДЕВЯТКИН, председатель краевого Законодательного собрания

- Честно говоря, ни разу в жизни об этом не задумывался. Считаю, что никогда не надо делить людей по национальному признаку, потому что это всегда плохо кончается. У меня, как у руководителя законодательного органа, ко всем депутатам абсолютно равное отношение, в соответствии с законом и статусом. Хотя у нас в парламенте, действительно, работают люди разных национальностей. Есть русские, татары, украинцы, армяне, коми-пермяки. Думаю, что до десятка национальностей наберётся.

(Евгений Плотников, Владимир Соловьев, Звезда, №62 (31776), 3 июня 2011 г.)


Вернуться к списку