Публикации

 

Отобрать нельзя оставить

дата публикации: 13.09.2011 00:00

Члены Консультативного совета краевого Законодательного Собрания на минувшей неделе посетили Чайковский муниципальный район, где обсудили особенности исполнения бюджета Пермского края и муниципальных образований в 2011 году. Как выяснилось, ситуация не сильно отличается от предыдущих лет: по-прежнему нерешённой остаётся проблема с низким освоением средств регионального фонда софинансирования расходов. Причиной этому, по мнению краевых законодателей, является нерадивость глав муниципалитетов.
Посетив новый образовательный центр бассейн «Темп» и детский сад «Колокольчик», находящиеся в Чайковском районе, краевые законодатели собрались, чтобы обсудить, каким образом исполнялся бюджет края и муниципальных образований в первом полугодии 2011 года. Заседание началось с доклада заместителя главы Чайковского района Зои Захваткиной. Она кратко рассказала присутствующим о текущей ситуации в районе, после чего слово взяла министр финансов Пермского края Ольга Антипина.
По словам Антипиной, доходы консолидированного бюджета края в первом полугодии 2011 года составили 50 520,9 млн руб. «Таким образом, по доходам достигнут докризисный уровень», - отметила министр. Расходы бюджета за шесть месяцев текущего года составили 43 490,0 млн руб., что составляет 36,9 % от уточнённого годового плана, заявила Антипина.
К проблемным моментам, как и в предыдущие годы, Ольга Антипина отнесла низкое освоение средств регионального фонда софинансирования расходов (ФСР). По её словам, в 2011 году освоение по всем проектам составило всего 52 %. При этом Антипина отметила, что одни муниципалитеты осваивают средства на 100 %, а у других исполнение на протяжении нескольких лет составляет 2-3 %.
Заместитель председателя краевой Контрольно-счётной палаты Юрий Скорняков отметил, что ситуация в первом полугодии 2011 года не сильно отличается от предыдущих лет: «Точно так же с превышением исполняются доходы краевого бюджета и идёт недоисполнение по расходной части». По его мнению, это связано с тем, что правительство Пермского края несвоевременно проводит оценку изменений социально-экономического развития края. По словам Скорнякова, в первом полугодии 2011 года изменения в бюджет вносились дважды, однако при этом не были учтены изменения социально-экономических показателей.
Кроме того, Скорняков отметил, что в текущем году продолжилось снижение реальных денежных доходов населения, что обусловлено ростом потребительских цен, опережающим рост доходов населения. За последние три года и шесть месяцев зарплата работников бюджетной сферы, финансируемых из краевого бюджета, возросла на 29,4 %, а инфляция за этот же период составила 57,1 %. Таким образом, реальная зарплата бюджетников за первое полугодие 2011 года составила 82,3 % от уровня 2008 года, то есть покупательская способность снизилась на 17,7 %.
Аудитор также обратил внимание на плохое исполнение по фонду софинансирования расходов. «Разделяю точку зрения Ольги Владимировны. Считаю, что основная проблема - плохая организация работы в целом ряде муниципальных образований. Та раскладка, которая была приведена, показывает, что и некоторые крупные муниципальные образования плохо осваивают средства, в то же время ряд мелких образований великолепно работает», - заявил он.
Председатель бюджетного комитета краевого Законодательного Собрания  Алексей Чибисов заявил, что «руководство муниципальных районов очень качественно обучилось риторике на предмет неисполнения фонда софинансирования расходов». «Волшебные фразы про 94-й закон теперь повторяются как заклинание. Министерство финансов уже думает о порядке перераспределения средств ФСР. Законодательное Собрание должно к этому подключиться, потому что деньги, которые грузом лежат в этом фонде, уже не позволяют говорить о том, что Пермский край эффективно распоряжается бюджетными средствами», - отметил депутат.
Юрий Скорняков, отвечая на вопрос о том, можно ли забрать средства у муниципалитета, который не осваивает средства ФСР, и передать их другому муниципалитету, заявил, что это будет правомерным решением: «Если два-три года какие-то муниципальные образования не используют средства, то не факт, что они потом начнут их тратить. Вполне реально дать больше денег тем, кто сможет их освоить».
По мнению председателя «инфраструктурного» комитета краевого парламента Виктора Плюснина, отбирать деньги у муниципалитетов - это неправильное решение. «Можно рассмотреть другой вариант: если муниципалитет не расходует средства, то мы ему новую сумму не перечисляем, а даём только тем муниципалитетам, которые работают эффективно. Лучшего способа, чем наказание «рублём», я не вижу», - заявил он коллегам.
Свой вариант решения проблемы предложил и депутат Виктор Кобелев. «Это деньги инвестиционные, то есть деньги длинные. Возможно, у муниципалитета не хватает пока средств на какой-то проект, и он хочет их подкопить. Может быть, дать муниципалитетам возможность самостоятельно перераспределять средства, когда один сможет давать другому в долг?» - поинтересовался он у присутствующих.
В ответ первый заместитель председателя краевого параламента Дмитрий Скриванов заявил, что у муниципалитетов «и сейчас есть возможность кредитоваться».
«Я считаю, что самым эффективным способом влияния на те муниципалитеты, которые не расходуют средства ФСР, является отношение населения, выбирающего главу. Мы-то понимаем, что глава нерадивый, если он не может использовать 30 млн руб., когда его бюджет является полностью дотационным, а население может этого и не знать. Когда население узнает, что у них нет ни детского сада, ни дороги, а при этом деньги на счету лежат, потому что элементарно не могут сделать проект, тогда, может, деньги начнут осваиваться», - озвучил своё предложение Скриванов.
Эмоциональное высказывание первого вице-спикера обеспокоило глав муниципалитетов, присутствовавших на заседании. Глава Фокинского сельского поселения Разим Файзрахманов не согласился с тем, что во всём виноваты главы районов.
«С этим фондом софинансирования очень тяжело. Во-первых, нас «съедает» текучка. Сегодня у нас прорвало водопровод - надо его ремонтировать, завтра - канализацию... Деньги уже распределены, а делать это нужно сейчас, поэтому приходится брать деньги из фонда софинансирования. Вы говорите, что нужно нас поставить перед жителями, чтобы они видели, какие мы нерадивые, а глава администрации при этом мечется по поселению, пытаясь заткнуть те дыры, которые нам достались в наследство», - заявил Файзрахманов, добавив, что муниципалитетам нужна помощь специалистов, поскольку самостоятельно разработать проекты им очень сложно.
«Может, нам действительно создать в районах какие-то отделы, которые занимались бы инвестициями? Отобрать деньги - это самый простой и лёгкий вариант. И как тогда развиваться?» - озадачил присутствующих глава Фокинского сельского поселения.
Председатель Земского собрания Куединского района Владимир Журавлёв также не согласился с тем, что можно отбирать деньги у ряда муниципалитетов: «Прежде всего, надо выяснить причину неосвоения - это необязательно бестолковость местных властей».
В качестве одного из вариантов решения проблемы Дмитрий Скриванов предложил привлечь на аутсорсинг фирмы, которые могли бы заниматься разработкой проектно-сметной документации, оформлением заявок в правительство Пермского края и др. «Но та ситуация, при которой деньги из ФСР выделены, но пошли на текущее содержание, и никаких инвестиций - это тупик для Пермского края», - заявил депутат.
В качестве примера Скриванов привёл Пермский район: «Пермский район расходует свой фонд софинансирования на 100 %. Более того, постоянно кредитуется! Строят садики, строят ФОКи и другие объекты. И чем Пермский район отличается от других? Да ничем, исполнительской дисциплиной!»
«Причин может быть много - это может быть действительно недостаток квалификации или бюрократические сложности с прохождением документов. Здесь надо подумать, нельзя рубить с плеча», - предупредил коллег депутат Равкат Разутдинов.
Подводя итоги заседания, председатель Законодательного Собрания Николай Девяткин заявил, что причину плохого освоения средств ФСР он всё-таки видит в плохой работе исполнительных органов.
«Сколько раз мы с вами анализировали, сколько раз я к вам обращался: выскажите, что надо внести в нормативный акт. До тех пор, повторю уже сотый раз, пока вы не будете проявлять какую-то инициативу, исполнитель будет считать, что всё в порядке», - обратился он к главам районов.
«Ольга Владимировна сегодня показала, что кто-то на 100 % освоил средства, а кто-то на 0 %. Почему одни могут, а другие нет? - задался вопросом Девяткин. - Значит, одни желают, а другие не желают. Тот, кто не желает делать, тот ищет причину. Кто желает делать, тот высказывает предложения!»
В итоге спикер заключил, что «нельзя просто так взять и отобрать деньги», но предложил рассмотреть вариант, когда средства будут выделять только тем, кто освоил деньги за предыдущие годы.
Подводя итоги заседания, члены Консультативного совета приняли решение рекомендовать краевому правительству при внесении изменений в бюджет Пермского края учитывать показатели уточнённого прогноза социально-экономического развития края на текущий год, а также принять меры к устранению субъективных причин неисполнения бюджета. Кроме того, правительству было рекомендовано рассмотреть возможность корректировки норм законодательства, регламентирующих формирование и использование средств ФСР.

Юлия Усольцева, Новый компаньон, №33 (664)


Вернуться к списку