Публикации

 

По консервативному сценарию

дата публикации: 16.09.2011 00:00

На прошлой неделе в Чайковском состоялось выездное заседание Консультативного совета краевого Законодательного собрания. Актуальность заявленной темы - "Особенности исполнения бюджета Пермского края и бюджетов муниципальных образований в 2011 году" - вызвала большой интерес со стороны как депутатского корпуса, так и руководителей муниципалитетов.

Ведь вопросы исполнения бюджета в регионе и на местах, проблемы поступления налоговых доходов и грамотного освоения казённых средств, внедрение тех или иных законодательных новшеств напрямую влияют на социальное и инфраструктурное развитие территорий. Поэтому в заседании приняли участие полтора десятка краевых парламентариев, члены правительства, руководители муниципалитетов и земских собраний южного куста Прикамья, а также многочисленные гости и приглашённые.

Участники заседания начали рабочий день с посещения нового образовательного центра, созданного на базе школы (!) 10, плавательного бассейна "Темп" и детского сада "Колокольчик". Во время экскурсий они обсудили с работниками учреждений нюансы исполнения бюджетных обязательств перед автономными и иными учреждениями. А в ходе пленарной части пытались выяснить, что мешает полноценному исполнению бюджетов в территориях? По каким налогам существует высокая недоимка? По какой причине муниципалитеты не осваивают средства регионального фонда софинансирования расходов? И какой помощи ждут от региональных властей в части корректировки бюджетного законодательства?

В СТОРОНЕ ОТ БЮДЖЕТНЫХ НОВАЦИЙ

Чайковский район был выбран для проведения выездного заседания отнюдь не случайно. Он всегда считался "южным форпостом" региона и одной из главных "точек роста" Прикамья. Ведь это самый крупный населённый пункт на юге края как по численности населения, так и по количеству мощных предприятий. Соответственно, и налогооблагаемая база на зависть другим муниципалитетам, и доходы бюджета в текущем году прогнозируются на уровне 855 миллионов рублей.

Однако у районных властей, естественно, есть множество проблем, связанных с исполнением бюджета. Так, заместитель главы Чайковского района Зоя Захваткина, открывшая пленарную часть выездного заседания, рассказала, что по консолидированному бюджету района есть недоимка по транспортному и земельному налогам. И на сегодня задолженность по этим видам налогов составляет порядка 27 миллионов рублей. Невзирая на проведение мероприятий по взысканию задолженностей недоимка снижается крайне медленно. Виной тому как безответственное отношение налогоплательщиков, которые игнорируют приглашения в администрацию района для разрешения ситуации, так и службы судебных приставов, которая не особо усердствует в вопросах исполнительного производства.

Отдельно Зоя Михайловна остановилась на проблемах с привлечением субсидий регионального фонда софинансирования расходов (ФСР), который является едва ли не основным источником реализации в территориях крупных проектов - строительства школ, больниц, стадионов и прочих социально значимых объектов, а также возведения дорожной и инженерной инфраструктуры. Это когда муниципалитет финансирует из своего бюджета 25 процентов стоимости того или иного объекта и на этих условиях получает 75-процентное софинансирование проекта из региональной казны. И здесь ситуация много хуже. Ведь уже сегодня районная власть прогнозирует, что не сможет привлечь средства регионального ФСР в размере 82,5 миллиона рублей.

- Причины хорошо известны, - подытожила Зоя Захваткина. - Поселения нашего района не заявились на утверждение проектов, для реализации которых в местных бюджетах уже были заложены средства в размере 41,6 миллиона рублей. А раз заявка не подана и не утверждена в правительстве, то она и не финансируется. Кроме того, в районном бюджете и бюджетах поселений отсутствовали средства для софинансирования проектов на сумму 38,4 миллиона рублей. В общем, не смогли обеспечить свою долю для получения средств ФСР…

А потом начались вопросы. Так, Дмитрий Скриванов, первый заместитель председателя краевого Законодательного собрания, поинтересовался, практикуется ли в районе самообложение?
- Такие попытки были, - отвечала Зоя Захваткина. - В 2007 году Сосновское сельское поселение попыталось внедрить самообложение, но не смогло собрать средства со всех дворов. И это направление было закрыто. В марте текущего года, когда проходили выборы депутатов земского собрания, в Фокинском поселении проводили референдум с предложением внедрения самообложения, но оно не нашло поддержки…

- В крае появился новый региональный проект "Благоустройство", - продолжал вопросы Дмитрий Скриванов. - Для его реализации разрешено привлекать средства ФСР. Вы этот вариант рассматривали?
- Это полномочия поселений, - отвечала Зоя Михайловна. - На данный момент никто из поселений не заявлялся. Если обратятся, то соберём комиссию и поддержим…

Надо сказать, что такие ответы заместителя главы района членов Консультативного совета несколько расстроили. Ведь получается, что на уровне краевого Законодательного собрания и регионального правительства периодически рождаются различные новации, призванные сбалансировать исполнение бюджетов и улучшить исполнение социальных обязательств на местах. Однако эти новации муниципалитетами не внедряются и не поддерживаются. И именно из-за отсутствия инициативы.

ДЕНЬГИ МЁРТВЫМ ГРУЗОМ

Последующее выступление краевого министра финансов Ольги Антипиной лишь подтвердило, что ситуация с Чайковским районом не является сколько-нибудь уникальной. Она типична для большинства муниципалитетов, что сказывается на исполнении обязательств казны в целом по краю. К примеру, доходы консолидированного бюджета региона в первом полугодии 2011 года составили 50,5 миллиарда рублей, что вывело регион на докризисный уровень 2008 года. При этом расходы бюджета за шесть месяцев составили 43,5 миллиарда рублей, а это - около 37 процентов уточнённого годового плана.
Слабое исполнение расходных обязательств имеет массу причин. Но одним из самых проблемных моментов, как и в предыдущие годы, является низкое освоение средств регионального ФСР муниципалитетами. Они освоены всего на 52 процента к плановым полугодовым назначениям. Главными причинами неосвоения средств муниципалитеты традиционно указывают задержки с изготовлением проектно-сметной документации и несвоевременное проведение конкурсных процедур.

- Можно ведь посмотреть, кто ходит в передовиках по освоению средств регионального фонда софинансирования расходов, - уточняла Ольга Владимировна. - Это Кудымкарский и Уинский районы. Не самые сильные районы с точки зрения исполнения бюджетов или дисциплины в части управления финансами. Но там уже строятся крупные объекты. И практически весь ФСР, закреплённый за этими территориями, уходит на них…

Логика в целом понятна. Пока муниципальный район не начнёт реализацию того или иного проекта, средства ФСР не привлекаются и не осваиваются. И эта ситуация может длиться довольно долго. Ольга Антипина при этом заметила, что какую-то тенденцию здесь выделить довольно сложно. Ведь есть слабые в финансовом плане муниципалитеты, которые ежегодно осваивают средства на все сто процентов, а есть "богатые", где освоение средств по данной статье уже на протяжении нескольких лет составляет 2-3 процента. Из чего следует вывод, что имеет место субъективный фактор. А именно плохая организация такой работы в том или ином муниципалитете.

Довольно жёстко по данной проблеме высказался Алексей Чибисов, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике краевого Законодательного собрания. По его мнению, руководство муниципальных районов уже изрядно поднаторело в риторике на предмет неисполнения ФСР.

- Это сроки и документация, - подчёркивал Алексей Валерьевич. - Волшебные фразы про несовершенство 94-го закона теперь повторяются как заклинание. Министерство финансов уже думает о порядке перераспределения средств ФСР. Законодательное собрание должно к этому подключиться, потому что деньги, которые мёртвым грузом лежат в этом фонде, уже не позволяют говорить о том, что Пермский край эффективно распоряжается бюджетными средствами…

Заметим, что лежащие мёртвым грузом деньги - это извечная проблема. И краевые парламентарии уже неоднократно на своих заседаниях вспоминали известный афоризм, что способов борьбы с бюджетным дефицитом огромное множество. Это и оптимизация расходов, и сокращение управленческого аппарата, и многое другое. А вот когда денег много и они требуют планового освоения, но с определёнными административными условиями, то начинается пробуксовка.

Но в то же время реплика Алексея Чибисова, фактически предложившего перераспределять ФСР от "нерадивых" муниципалитетов в пользу "деятельных", была встречена в штыки именно представителями территорий. И спровоцировала острую дискуссию между краевыми парламентариями и главами поселений. Надо сказать, что в освоении средств ФСР заинтересованы и депутаты, и главы, поскольку в глазах избирателей именно появление новых объектов инфраструктуры является результатом работы властей всех уровней. Однако первопричины неосвоения этих средств они видят разные, и способы решения этой проблемы - тоже.

НЕ РУБИТЬ СПЛЕЧА

Дискуссию на выездном заседании открыл Виктор Плюснин, председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры краевого Законодательного собрания. Он предложил не отбирать у муниципалитетов их доли в региональном ФСР, но всё же наказывать рублём. То есть если за муниципалитетом закреплена какая-то сумма в ФСР и он её не осваивает, то новых средств в рамках этого фонда муниципалитету не выделять. И выделять их только тем муниципалитетам, которые работают в данной теме с должной эффективностью.

- Раз это деньги инвестиционные, то это деньги длинные сами по себе, - рассуждал депутат Виктор Кобелев. - А если какой-то из муниципалитетов их не расходует, потому что собирается подкопить на большой проект? Тогда, может быть, необходимо предоставить муниципалитетам возможность давать эти деньги друг другу взаймы? Организовать своего рода кассу взаимопомощи?

- Касса взаимопомощи уже есть, - полемизировал первый вице-спикер Дмитрий Скриванов. - Муниципалитеты могут со следующего года без проблем кредитоваться, выбирая свою долю ФСР на несколько лет вперёд. Я считаю, что основной критерий оценки работы главы - это отношение населения. Необходимо сделать информацию о его работе общедоступной. Ведь только мы понимаем, что глава нерадивый. Знаем, что он не может освоить 30 миллионов рублей, а населению рассказывает небылицы. Мол, ему не дают денег, мешают работать вышестоящие власти и так далее. А вот когда население узнает, что у них нет ни детского сада, ни дороги, но при этом деньги на счету лежат, потому что элементарно не могут сделать проект, тогда, может, деньги начнут осваиваться…

- Причин неосвоения средств ФСР может быть множество, - выступал депутат Равкат Разутдинов. - Возможно, действительно, кто-то из глав недорабатывает. А, может, проблема в том, что у сотрудников местных администраций банально не хватает квалификации или слишком много бюрократических сложностей с прохождением документов. Полагаю, что в каждом случае причина неучастия в проектах своя. И здесь надо подумать, как помочь муниципалитетам. Нельзя рубить сплеча и лишать их доли в региональном ФСР…

Эмоциональные выступления депутатов обеспокоили руководителей муниципалитетов. И глава Фокинского сельского поселения Разим Файзрахманов, взявший слово для выступления как бы от имени всех глав, посетовал, что не стоит винить во всех проблемах органы местного самоуправления.
- Нас заедает текучка, - пояснял Разим Назимович. - Сегодня порвался водопровод, завтра вышла из строя канализация. Откуда взять деньги? Вопрос нужно решать оперативно, а все бюджетные средства давно распределены. Приходится жертвовать своей долей для ФСР. Вы говорите, что нужно нас поставить перед жителями, чтобы они видели, какие мы нерадивые. А мы мечемся по поселению, пытаемся затыкать те дыры, которые нам достались в наследство: дырявые водопроводы, ветхие здания. Но мы тоже хотим развития. Хотим, чтобы пришёл газ, чтобы было тепло. Поэтому нельзя нас лишать возможности использовать региональный ФСР хоть сегодня, хоть в ближней перспективе…

В ОЖИДАНИИ ИНИЦИАТИВЫ

Предложения у глав тоже нашлись. Мол, от подачи заявки на проект до начала его реализации проходит больше года. Но нередко работа встаёт в самом начале пути, потому что в поселениях нет кадров, которые бы могли хотя бы подготовить заявку в правительство. Поэтому поселениям нужна помощь специалистов. Также главы предложили депутатам подумать, как сделать долю в бюджете муниципалитета для привлечения средств регионального ФСР защищённой статьёй. Чтобы у территорий не было соблазнов "залазить" в эти деньги и тратить их на оперативные нужды. И, естественно, главы жаловались на несовершенство 94-го Федерального закона, регламентирующего размещение муниципальных заказов на конкурсной основе.

Для председательствующего Николая Девяткина эти предложения были не в новинку. Он сразу напомнил, что изменение 94-го Федерального закона - это компетенция Государственной думы. Что вводить для муниципалитетов какие-либо защищённые статьи бюджета "сверху" - это возвращение в советские времена. Ведь муниципальная реформа для того и проводилась, чтобы дать больше самостоятельности в том числе и самым низовым уровням местного самоуправления. Чтобы именно местные власти сами решали, что для них актуальнее - тратить средства на какие-то оперативные мероприятия или аккумулировать их для более серьёзных инвестиций.

- Да, в методике освоения средств регионального ФСР не всё просто, - апеллировал к главам Николай Андреевич. - Сколько раз я к вам обращался: выскажите, что надо внести в нормативный акт? До тех пор, повторю уже сотый раз, пока вы не будете проявлять какую-то инициативу, исполнитель будет считать, что всё в порядке. Но у кого-то сегодня по освоению ФСР - ноль, а у кого-то - 100 процентов. Почему? То есть кто-то работает, а кто-то ищет причину, чтобы не делать…

Подытоживая, спикер согласился, что лишить муниципалитеты своих долей в региональном ФСР было бы неправильным. Ведь проблема может быть как в должностном лице, так и в чём-то другом. Поэтому Николай Девяткин предложил рассмотреть вариант, при котором средства фонда будут выделяться только тем муниципалитетам, которые освоили все деньги предыдущих лет.

А в своём решении Консультативный совет рекомендовал правительству и органам местного самоуправления "принять меры по устранению причин неисполнения бюджета, которые носят субъективный (организационный) характер". Также было предложено откорректировать законодательство, регламентирующее формирование и использование средств регионального ФСР. Контроль за исполнением данного решения возложен на председателя бюджетного комитета Алексея Чибисова.

- Какую помощь необходимо оказать поселениям, чтобы они могли своевременно готовить качественные заявки на строительство объектов с привлечением средств регионального фонда софинансирования расходов?

Николай Девяткин, председатель Законодательного собрания Пермского края.

- У нас в регионе есть поселения, в которых проживает чуть больше тысячи человек. И в большинстве из них никогда не появятся специалисты такой квалификации, которые смогут качественно готовить документацию для участия в инфраструктурных проектах. Обучать под это дело людей нет никакого смысла, ведь в небольших поселениях и проекты реализуются нечасто. Но механизм решения данной проблемы давно разработан. Если в поселении понимают, что не тянут эту тематику, то пусть передают соответствующее полномочие на уровень района. В муниципальных районах работать с фондом уже научились. Поэтому они без проблем могут поработать за поселения. И это надо делать! Чтобы освоение средств ФСР было не на уровне 52 процентов, а на уровне 95-97. Тогда развитие будет ощущаться не только в райцентрах, но и в поселениях.

- Нужно или не нужно лишать своей доли в региональном фонде софинансирования расходов те муниципалитеты, которые годами не осваивают запланированные для них средства?

* * *

Дмитрий Скриванов, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края. 
- На мой взгляд, нерадивые главы только этого и ждут. Они и сегодня оправдывают перед населением своё безделье тем, что им якобы не дают денег из края. Что якобы именно поэтому в возглавляемых ими территориях ничего не строится и не развивается. В связи с этим я считаю, что необходимо информацию о наличии средств ФСР для тех или иных территорий делать достоянием гласности. И пусть население, владея этой информацией, даёт оценку руководителю территории. Понимая это, глава либо начнёт работать, либо потеряет своё кресло на ближайших выборах. Других механизмов не надо. И вообще проблем с нормативной базой по привлечению этих средств нет. К примеру, Пермский район расходует свой ФСР на сто процентов. Более того, постоянно кредитуется! Строят садики, ФОКи и другие объекты. И чем этот район отличается от других? Да ничем! Разве что исполнительской дисциплиной.

Евгений Плотников, Звезда, №109 (31823), 16 сентября 2011 г.


Вернуться к списку